ДТП с «обочечником»: доказать правоту можно, но сложно

Автор: Владислав Папулов

В последнее время все больше автомобилистов сталкиваются с так называемыми «обочечниками», то есть водителями, которые не желают как все двигаться в потоке, а стараются объехать образовавшиеся пробку / затор по обочине, после чего «втискиваются» обратно в полосу.

Если же добропорядочные автомобилисты не особо горят желанием пускать их назад, то некоторые «обочечники» начинают наглеть, создавая потенциально опасные ситуации, которые нередко заканчиваются ДТП.

Недавно в Московском областном суде состоялся процесс, в рамках которого как раз таки рассматривалась авария с участием «обочечника». Результаты показательны, и ознакомиться с ними будет полезно как законопослушным автомобилистам, так и любителям поездить по обочине.

Известно, что разобранная в суде авария произошла на дороге, имеющей по одной полосе в каждом из направлений. Двигаясь по ней, водителю необходимо было повернуть на перекрестке налево, однако на встречке была пробка. Впрочем, водители встречных машин пошли автомобилисту на встречу, освободив ему проезд.

Водитель начал маневр, однако завершить его не смог, так как наперерез ему вылетела другая машина, которая все это время двигалась вдоль стоящего в пробке потока, то есть по обочине. Избежать столкновения не удалось…

Казалось бы, виновник аварии очевиден, то есть двигавшийся по обочине автомобилист, однако некоторые сотрудники ГИБДД почему-то не учитывают данные обстоятельства и перекладывают ответственность на законопослушных водителей. Не разобрались в ситуации дорожные полицейские и на этот раз.

Прибывшие на место происшествия гаишники выписали повернувшему налево водителю штраф в размере 1 000 рублей. Свое решение сотрудники ГИБДД обосновали частью 2 статьи 12.13 КоАП «Нарушение проезда перекрестков», а именно — «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков».

При этом выехавшему с обочины автомобилисту (это была женщина) также был выписан штраф в размере 1 500 р. Ее привлекли к отвественности, согласно части 1 статьи 12.15, то есть «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней».

Выявить непосредственно виновника аварии сотрудники ГИБДД не смогли. Естественно, участников аварии, а именно водителя, совершившего поворот налево — такое положение дел не устроило. Автомобилист обжаловал постановление в ГИБДД города Балашихи, однако необходимого результата это не принесло.

Затем мужчина обратился в городской суд, но и здесь в ситуации разбираться никто не стал. Зато в Мособлсуде дело рассмотрели более основательно и постановили, что виновником ДТП (в данном случае — виновницей) является женщина, ехавшая вдоль дороги.

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Свое решение в Мособлсуде обосновали постановлением Верховного суда от 2014 года, согласно которому двигающийся по обочине автомобилист не имеет никаких преимуществ перед водителем, едущим непосредственно по дороге.

В пункте 13.12 Правил говорится, что при повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу другим транспортным средствам, которые движутся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

При этом в правилах подчеркивается, что не создавать препятствие нужно именно тем участникам дорожного движения, которые имеют перед ним преимущество. Так как движение по обочине запрещено пунктом 9.9 ПДД, то оно в данный список не входит.

Опираясь на это, Мособлсуд признал автомобилистку, двигавшуюся по обочине, виновной в аварии, так как совершавший поворот водитель не обязан был уступать ей дорогу. Таким образом, постановление инспектора ГИБДД и решение суда первой инстанции были признаны неверными и отменены.

Это должно стать знаком для законопослушных автомобилистов, свидетельствующим о том, что они делают все правильно, когда целенаправленно не пропускают «обочечников» назад на дорогу. Впрочем, здесь главное не переусердствовать, поскольку в том же пункте 9.9 упоминаются и исключения, разрешающие езду по обочине для некоторых транспортных средств.

Среди последних значатся автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, грузовые машины, доставляющие товары к придорожным магазинам (если другой подъезд к ним отсутствует), велосипедисты, мопеды, а также верховые повозки с животными и гужевые повозки.

Для всех остальных транспортных средств разрешено только съезжать на обочину и останавливаться на ней, а вот использовать ее для обгона машин, движущихся по дороге — незаконно.

Читайте также: Не покидайте место ДТП: это может обернуться реальным сроком


Наш Telegram