Роскошный советский лимузин ГАЗ-14 «Чайка»: его можно было только заслужить

ГАЗ-14 «Чайка» считается одним из самых роскошных советских автомобилей. В свободной продаже данная модель представлена никогда не была, и в актуальное время обзавестись ей могли лишь высшие чины государства.

Разработка автомобиля началась в 1967 году в качестве преемника морально и технологически устаревшей ГАЗ-13 «Чайка», однако первый серийный экземпляр был построен лишь спустя почти десять лет — в семьдесят шестом. К слову, данную машину подарили Леониду Брежневу на его 70-летие.

ГАЗ-14 "Чайка"

В 1977 году собрали только семь таких автомобилей, но затем объемы производства планомерно наращивали. Больше всего машин выпустили в течение восемьдесят пятого. Впрочем, массовой моделью ГАЗ-14 «Чайка» так и не стала. За годы производства (1977-1989) в Советском Союзе суммарно построили лишь 1 114 таких автомобилей.

Интересно, что жизненный цикл лимузина прервался достаточно неожиданно. В конце восьмидесятых в СССР началась борьба с привилегиями, поэтому производство «Чайки» решили прекратить.

Почти все выпущенные машины предназначались высшим советским чиновникам в качестве награды за их долгую и беспорочную службу. В большинстве случаев одним лишь авто дело не ограничилось, и «в комплекте» также шла квартира и / или дача.

Так или иначе, визуально ГАЗ-14 получил строгий консервативный дизайн в стиле представительских американских моделей. Впрочем, от прямого копирования специалисты Горьковского автозавода воздержались, так что выглядит советский авто самобытно.

ГАЗ-14 "Чайка"

Салон машины был отделан дорогим и высококачественным сукном. Внутри были предусмотрены все возможные удобства, доступные для автомобилей того времени. К примеру, «Чайка» получила самый продвинутый радиоприемник из тех, что в те годы делали в СССР.

Речь идет о девайсе рижской марки «Радиотехника». Его блок управления прописался в левом подлокотнике заднего дивана. В правом же подлокотнике сзади располагается телефон.

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Советская представительская модель также может похвастать литовской приставкой «Вильма» для компакт-кассет и электрическими стеклоподъемниками. В наличии две печки, а в багажнике — японский кондиционер, вот только включать его по инструкции можно лиши на скоростях свыше 60 км/ч.

Естественно, прежде всего лимузин заточен под комфорт задних пассажиров, а вот об удобстве водителя разработчики особо не думали. Более того, в угоду сзади сидящего водительское кресло было сдвинуто сильно вперед.

ГАЗ-14 "Чайка"

Что касается техники, то шестиметровый ГАЗ-14 был построен на X-образной раме, позаимствованной почти в неизменном виде от ГАЗ-13. Движок ему тоже достался от предшественника.

Это был 5,53-литровый бензиновый двигатель V8. Впрочем, силовой агрегат дополнительно доработали, оснастив его сразу двумя карбюраторами (впервые в советском автопроме).

Мощность мотора при этом возросла до 220 л.с. (+ 25). В связку к нему специалисты ГАЗа отрядили трехскоростной автомат (опять же от ГАЗ-13), хотя передаточные числа все же пересмотрели.

Впрочем, динамичным 2 600-килограммовый лимузин назвать было сложно даже в восьмидесятые. Да и управляемость у него весьма специфичная, с неторопливыми реакциями на руль. Однако для представительского седана все это вторично.

ГАЗ-14 "Чайка"

А еще четырнадцатая «Чайка» стала первым автомобилем Горьковского автозавода, получившим переднюю бесшкворневую подвеску. За счет такого решения машина управляется все же несколько лучше предшественника.

Спереди на модели были установлены дисковые тормоза, что для ГАЗа опять таки стало новшеством. К слову, их создали по лицензии Girling. В тормозной системе задействовано три усилителя, а именно объединенный с главным цилиндром вакуумный и пара гидровакуумных в каждом контуре.

В советское время владельцам ГАЗ-14 «Чайка» завидовали, но чаще в их сторону с сарказмом шутили. Теперь же отношение к лимузину из восьмидесятых изменилось. Сохранившиеся машины уважают и любят. На вторичке они стоят в районе нескольких миллионов рублей (точный ценник зависит от пробега и текущего состояния авто).

Фото ГАЗ-14 Чайка

Видео обзор


Наш Telegram