Модельный ряд автомобилей Волга: от ГАЗ-21 до американского Siber

Семейство автомобилей ГАЗ «Волга» появилось еще в пятидесятых годах прошлого века и просуществовало более чем 50 лет, став в кругах автомобилистов по-настоящему культовым.

В модельном ряду Волги было свыше десятка любопытных автомобилей, а также огромное количество разнообразных модификаций. Некоторые из них выпускались массово и были широко известны, в то время как тираж других был строго лимитирован.

В данной статье портал allcarz.ru составил подборку серийных моделей Волга по порядку, согласно годам их впуска.

ГАЗ-21

ГАЗ-21 первой серии

ГАЗ-21 второй серии

История легендарного семейства «Волга» берет свое начало в 1956 году с момента появления модели ГАЗ-21, которая первые несколько лет называлась «М-21». Она была разработана командой специалистов под руководством Александра Невзорова.

Проверенные авто с пробегом ➡️

Дизайн автомобиля придумал Лев Еремеев. Он был вдохновлен рядом европейских и американских моделей, среди которых Chevrolet 210 DeLuxe и Plymouth Savoy. Советская машина получила новомодные линии кузова и обильный хромированный декор.

Вплоть до 1958 года выпускали ГАЗ-21 «Волга» из так называемой «первой серии». Машины оснащались моторами объемом 2,42 и 2,45 литров, которые развивали 65 и 70 л.с. соответственно. Из коробок были доступны трехступенчатая механика и автомат.

ГАЗ-21 третий серии

В дальнейшем в серию запустили автомобили «второй» серии, получивших ряд отличий. К примеру, снаружи их можно было распознать по видоизмененной решетке радиатора и слегка иной светотехнике.

«Вторая серия» выпускалась до шестьдесят второго, после чего стартовало производство «третьей серии». Вновь обновленные машины стали чуть изящнее, получили доработанную подвеску и более мощный мотор. В таком виде модель продержалась на конвейере вплоть до 1970-го.

Читайте также: Любопытные факты про ГАЗ-21: интересная судьба легендарной «Волги»

ГАЗ-22

ГАЗ-22

В 1962 году Горьковский автозавод решил дополнить семейство автомобилей «Волга» грузопассажирской машиной — так появился советский универсал ГАЗ-22. К слову, уже из его названия понятно, что позиционировался он как самостоятельная модель, хотя в плане конструктивных особенностей имел немало общего с обычным седаном «третьей серии».

В открытой продаже модель представлена не была и распространялась исключительно по госучреждениями. Например, в шестидесятых и семидесятых годах такие машины использовались в качестве грузовых такси и скорой помощи.

ГАЗ-22 выпускался вплоть до 1970 года, но относительно небольшими тиражами. Тем не менее, универсал застолбил за «Волгой» репутацию очень надежной и выносливой машины.

ГАЗ-23

ГАЗ-23

ГАЗ-23 появился почти одновременно с универсалом: его мелкосерийное производство наладили на предприятии с 1962 года. Четырехдверка опять таки представляла собой модификацию ГАЗ-21 и была разработана по заказу Комитета госбезопасности.

Иначе говоря, данная машина предназначалась для различных советских спецслужб и частникам ее приобрести было невозможно. За годы производства (а выпускалась она до 1970-го) было собрано всего 603 таких авто.

Модификация имела стандартную неприметную внешность, но была куда быстрее исходной «двадцать первой». К слову, из-за этой особенности в народе ее прозвали «догонялкой». Главной особенностью служебной четырехдверки стал 5,53-литровый двигатель V8.

Последний выдавал 195 л.с. и был позаимствован от ГАЗ-13 «Чайка». От последней седану досталась и трехступенчатая автоматическая коробка передач. С такой «начинкой» автомобиль разгонялся с места до сотни за 16 секунд, то есть оказался более чем в два раза быстрее обычной «двадцать первой» (ее результат — 34 сек). Максималка была в районе 170 км/ч.

ГАЗ-24

ГАЗ-24

ГАЗ-24

Данная модель стала преемником ГАЗ-21 и получила 2,4-литровый двигатель ЗМЗ, доступный в двух вариантах мощности — на 85 или 95 л.с. В серию была запущена еще в 1967 году, но первые несколько лет выпускалась ограниченными партиями. Полноценное же производство стартовало только в семидесятом.

Волга ГАЗ-24 была разработана не с нуля и по факту представляла собой эволюцию оригинальной «двадцать первой» модели. Автомобиль получил улучшенные потребительские характеристики и стал более современным. На рынке его можно было приобрести как в виде седана, так и универсала (последний имел собственный индекс — «ГАЗ-24-02»).

В 1977-1978 гг «двадцать четвертая» была впервые модернизирована, получив иную приборку, ремни безопасности и противотуманные фары. Еще раз модель обновили в восемьдесят пятом, причем седану присвоили индекс «ГАЗ-24-10», а универсалу — «ГАЗ-24-12».

На рестайлинговой четырехдверке отдача мотора была доведена до 100 л.с., а еще она получила усовершенствованную подвеску и тормозную систему. В таком виде авто выпускался вплоть до 1992 года.

Читайте также: Вспоминаем три крайне редкие модификации седана ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24-95

ГАЗ-24-95

В модельной линейке Волга имеется экспериментальная полноприводная модификация на базе обычного ГАЗ-24, которая была выпущена в 1974 году тиражом всего пять экземпляров. Известно, что постройку такой машины инициировало партийное руководство СССР.

Чиновники поручили Горьковскому автозаводу разработать машину специально для генерального секретаря ЦК КПСС — Леонида Брежнева. Последнему машина нужна была для выездов на охоту.

Специалисты ГАЗа оснастили исходный «двадцать четвертый» седан подключаемым полным приводом, а также серьезно доработали подвеску, увеличив клиренс автомобиля до вполне себе солидных 205 мм.

ГАЗ-24-24

ГАЗ-24-24

Малоизвестная модификация обычного ГАЗ-24 в кузове седан, которая выпускалась небольшим тиражом. Комплектовалась 5,5-литровым V8 на 195 л.с. и трехскоростным автоматом от «Чайки». Такие автомобили числились в автопарках советских спецслужб, плюс иногда их использовали в качестве машин сопровождения.

Как и основную модель, ГАЗ-24-24 модернизировали в 1985 году, при этом она стала именоваться «ГАЗ-24-34». В процессе служебный седан также стал несколько мощнее — к девяностым отдачу его агрегата довели до 220 «лошадей».

ГАЗ-3102

ГАЗ-3102

Разработка данной «Волги» началась еще в середине 1970-ых гг, причем изначально предполагалось, что она станет преемником ГАЗ-24. Ее серийное производство стартовало в восемьдесят втором.

К тому моменту руководство Горьковского автозавода уже пересмотрело планы — отказываться от «двадцать четвертой» предприятие не стало, а новая модель с индексом «3102» стала своеобразным расширением семейства.

ГАЗ-3102

Свежий седан в модельном ряду Волги получил куда более презентабельную внешность, да и его салон был оснащен получше. Автомобиль получил новый 2,45-литровый движок мощностью 105 л.с. Данный агрегат также оказался эффективнее старых моторов ГАЗа.

Первые годы ГАЗ-3102 не был представлен в свободной продаже и предназначался для чиновников среднего звена, но уже в начале девяностых такую машину мог купить любой желающий. На конвейере модель продержалась 27 лет — вплоть до 2009 года. За это время ее несколько раз модернизировали, меняли мотор и коробку передач.

ГАЗ-31029

ГАЗ-31029

Выпуск этой «Волги» на Горьковском автозаводе начался в 1992 году. Ее спроектировали на базе ГАЗ-24-10, но при этом задействовав в конструкции целый ряд агрегатов и узлов от ГАЗ-3102.

Из движков автомобиль получил 2,45-литровые карбюраторные моторы, развивающие 90 и 102 л.с. В дальнейшем также появился вариант с более современным 2,3-литровым агрегатом на 150 сил.

ГАЗ-31029 выпускался относительно недолго — до 1997 года, зато купить его могли не только государственные структуры, но и обычные граждане. К слову, на пике популярности спрос на данную четырехдверку достигал 115 000 машин в год.

ГАЗ-3110

ГАЗ-3110

ГАЗ-3110 в модельном ряду Волги появился в 1997 году и по факту представлял собой серьезно модернизированный вариант 31029. На первых порах модель комплектовалась 2,45-литровыми карбюраторными моторами на 90 и 100 л.с.

В дальнейшем основным стал 2,3-литровый агрегат ЗМЗ-4062.10, развивающий 131 л.с.. Еще в гамме была модификация с 2,1-литровым турбодизелем ГАЗ-560, доступным в двух вариантах форсировки — на 90 или 110 «лошадок», но такие машины выпускались мелкими сериями.

На конвейере седан ГАЗ-3110 продержался до 2005 года, при этом такая Волга имела еще и грузопассажирскую версию в кузове универсал (ГАЗ-310221) — ее выпуск продолжался вплоть до две тысячи восьмого.

ГАЗ-3111

ГАЗ-3111

Сегодня мало кто помнит о ГАЗ-3111, но в модельном ряду Волги была и такая модель, которая задумывалась как своеобразный ответ японскому бизнес-классу.

Машина получила яркий обтекаемый дизайн, имела богатое для своего времени оснащение и даже соответствовала высоким стандартам безопасности по меркам EuroNCAP. Вот только из-за недостатка финансирования четырехдверка так и не стала массовой.

Модель выпускалась в период с 1998 по 2002 гг, но за это время было собрано лишь 400 с небольшим автомобилей. Еще девять штук затем изготовили в две тысячи четвертом (из оставшихся машинокомплектов).

ГАЗ-3111

ГАЗ активно экспериментировал с моторами. Некоторые выпущенные машины комплектовались родными двигателями ЗМЗ мощностью 136 и 150 л.с., в то время как на другие ставили 2,5- и 3,0-литровые дизели Toyota (оба мощностью 92 л.с.).

Еще в тираже были четырехдверки со 110-сильным дизелем ГАЗ-560, а также варианты с мотором от ГАЗ-3105 (на 170 сил). А еще на заводе собрали несколько экземпляров авто с моторами от Land Cruiser — речь идет о 2,5-литровом агрегате на 150 л.с. и 3,4-литровом — на 205 «лошадей».

ГАЗ-31105

ГАЗ-31105

В семействе «Волг» данная модель появилась в 2004 году. Разработана она была не с нуля — за основу взяли ГАЗ-3110 и затем усовершенствовали ряд основных узлов.

Облик седана стал куда более современным — дизайнеры ГАЗа установили на него каплевидные фары и стильную щитообразную решетку радиатора. В дальнейшем на предприятии также модернизировали и салон автомобиля.

ГАЗ-31105

Наиболее распространенная версия модели комплектовалась 2,3-литровым бензиновым мотором ЗМЗ-406 мощностью 131-133 л.с., хотя первые годы с конвейера также сходили машины с более старым 2,4-литровым ЗМЗ-4021 на 76 сил.

Еще ГАЗ выпускал под заказ автомобили с упомянутым выше 2,1-литровым дизелем ГАЗ-560, а с две тысячи шестого начал ставить на седаны 2,4-литровый бензиновый двигатель Chrysler мощностью 137 л.с..

В 2007 году ГАЗ-31105 пережил рестайлинг, причем львиная доля изменений пришлась на салон. В таком виде он выпускался вплоть до две тысячи девятого, когда авто решили снять с продаж по причине малого спроса.

Волга Сайбер

Волга Сайбер

Так называемая Волга Сайбер стала последней попыткой ГАЗа вывести на рынок конкурентоспособную современную легковушку. Эта четырехдверка не была самостоятельной разработкой российского предприятия и представляла собой лицензионную копию заокеанского Chrysler Sebring, который в Штатах к тому моменту сняли с конвейера.

Производство модели стартовало в 2008 году, причем российские специалисты внесли в ее конструкцию ряд изменений (например, пересмотрели настройки ходовки и увеличили дорожный просвет со 110 до 140 мм).

GAZ Volga Siber

В серию седан запустили с 2,4-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 143 л.с. В начале машины выпускали исключительно с четырехскоростным автоматом, однако в дальнейшем в продаже появились и варианты с пятиступенчатой механикой.

Первые отзывы реальных владельцев преимущественно были положительными, однако успешной на рынке GAZ Volga Siber так и не стала. Ее выпускали вплоть до две тысячи десятого, после чего сняли с конвейера, сочтя дальнейшее производство невыгодным.

Читайте также: Неизвестные Волги: эти модели ГАЗ так и не запустили в широкую серию


Наш Telegram