Любопытные факты про ГАЗ-21: интересная судьба легендарной «Волги»

Автор: Владислав Папулов

64 года прошло с момента начала выпуска легендарной «Волги» ГАЗ-21. Одна из самых культовых моделей Горьковского автозавода выпускалась до 1970 года и успела за это время пройти две модернизации, а также обрасти целой плеядой различных клонов и спецверсий.

Пришедшая на смену не менее легендарной «Победе» ГАЗ-М20, 21-я «Волга» имела вполне передовой на тот момент дизайн, просторный и комфортный салон, вместительный багажник. Седан оснащался бензиновым двигателем объемом 2.4л и мощностью в 65 л.с. Вот только доступно было все это великолепие далеко не каждому советскому гражданину: изначально «Волга» полагалась в основном чиновникам и партийным функционерам.

ГАЗ-21

ГАЗ-21 все же полностью отечественный продукт, в отличии от того же ВАЗ-2101. Хотя и известно, что горьковские конструкторы при разработке седана активно закупали и изучали различные образцы автомобилей иностранного производства. Такие, например, как Ford Mainline или Plymouth Savoy.

Великолепная внешность двадцать первой «Волги» — заслуга художника-конструктора Льва Еремеева. Среди фирменных «фишек» модели — хромированная решетка радиатора с вертикальными прорезями, а также легендарная фигурка оленя на капоте. Последнюю в середине 60-х убрали из соображений безопасности, однако многие автолюбители продолжали ставить статуэтки самостоятельно — ведь красиво же.

Салон ГАЗ-21

Большинство горьковских седанов имели трехступенчатую механическую коробку передач, хотя изначально планировалось оснащать машину также и полноценной автоматической трансмиссией. Однако наладить массовое производство, а также обеспечить грамотное обслуживание нового и сложного агрегата у заводчан не получилось. Была выпущена лишь небольшая партия машин с АКПП, и сегодня все они — ценная редкость.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

Также автоматом могли похвастать и так называемые «догонялки» — особые автомобили для спецслужб и сопровождения правительственных кортежей. Под капотом таких машин стоял мощнейший для того времени мотор от «Чайки» — бензиновый V8 мощностью в 195 л.с. При этом внешне такие версии от обычных ГАЗ-21 ничем не отличались.

ГАЗ-23 догонялка

Экспортные «Волги» также имели свои отличительные особенности, например, форсированный до 80 л.с. двигатель и некоторые дополнительные хромированные элементы в экстерьере. Для стран с левосторонним движением выпускали специальные праворульные модификации. Первыми зарубежными странами, куда стали поставлять советский седан, стали Норвегия и Финляндия.

А чуть позже бельгийский дистрибьютор ГАЗа, фирма Scaldia-Volga наладила отверточную сборку ГАЗ-21 в Европе. Было собрано около 120 экземпляров, причем эти автомобили впервые получили дизельные агрегаты с отдачей от 48 до 62 л.с. Свое видение «Волги» для европейского покупателя предложило и знаменитое итальянское кузовное ателье Ghia, однако дальше проекта дело так и не сдвинулось.

Dongfanghong BJ760

Освоили производство «Волги» даже в Китае — в 1960 году в Пекине изготовили 230 автомобилей Dongfanghong BJ760 («Красный восток»), полных двойников ГАЗ-21. Широкое распространение получил горьковский седан в советской милиции. Такие машины были оборудованы специальной подставкой (для установки громкоговорителя и проблескового маячка), желтыми противотуманками, фарами-искателями и фонарем с надписью «остановитесь».

Кроме милиции массово комплектовали новыми «Волгами» и таксопарки. Машины с фирменными «шашечками» появляются сначала в крупных, а затем и во всех городах страны. В автомобилях такси отсутствовала антенна и статуэтка оленя, а вместо радиоприемника был установлен таксометр. После 1963 года передние сиденья в таксомоторных «Волгах» стали раздельными, для более удобной перевозки дополнительного багажа.

ГАЗ-21 милиция

ГАЗ-21 такси

В середине шестидесятых «Волга» обзавелась модификацией с кузовом универсал — моделью ГАЗ-22. При сложенных задних сиденьях такой автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы весом до 400 кг. Первое время универсал использовался исключительно госучреждениями, например, в качестве санитарной машины.

В частные руки ГАЗ-22 стал попадать лишь в начале 70-х, впрочем, у некоторых советских граждан получалось завладеть им «по блату» и ранее. Например, одним из универсалов черного цвета с номерами 80-60 МОТ владел знаменитый советский актер Юрий Никулин, заплатив за него не менее 6 тысяч советский рублей.

ГАЗ-22

ГАЗ-22 Никулина

Читайте также: Вот это Волга: умелец переделал ГАЗ-21 в полноценный лимузин

Фото автогурман.com, flok-info.ru, drive2.ru, carakoom.com, motor1.com


Наш Telegram