Любопытные факты о вариаторах Jatco: стоит ли бояться машин с такими агрегатами

Автор: Владислав Папулов

К автомобилям с вариатором российские автолюбители зачастую относятся настороженно. Считается, что такой тип трансмиссии более капризен к перегрузкам, резким стартам и пробуксовкам.

Однако специалисты фирмы Jatco утверждают, что многие опасения напрасны. На примере своих последних бесступенчатых моделей для российских Renault японцы раскрыли ряд любопытных технических нюансов в работе этих агрегатов. Все они доказывают, что современные вариаторы готовы к самым разным условиям эксплуатации.

Вариатор Jatco

На сегодняшний момент Jatco выпускает для компании Renault два типа вариаторов: CVT7 (код 015) и CVT8 (код 016). Первый вариант рассчитан на переднеприводные автомобили с моторами 1,6 — его особенностью является дополнительная двухступенчатая планетарная передача, расширяющая диапазон работы.

Второй вариант сконструирован для работы с турбомотором 1,3 и полным приводом. Этот агрегат рассчитан на работу с большими крутящими моментами. Он оборудован масляным радиатором, усовершенствованным гидротрансформатором и блоком клапанов, а также двумя дополнительными гидроаккумуляторами для сглаживания пульсаций масла.

Гидротрансформатор

Устройство вариатора JF016Е (CVT8)

1. Корпус, внутри которого стоит гидротрансформатор. 2. Главная передача. 3. Планетерный редуктор, обеспечивающий передний или задний ход. 4. Корпус вариатора, снизу под ним — гидроблок. 5. Шкивы с гидравлическим механизмом управления и тяговый ремень. 6. Крышка

Дабы защитить ремень и шкивы вариатора от перегрузки, а также обеспечить относительно плавное трогание при резких стартах, пробуксовках и больших нагрузках, на входе в вариатор расположен гидротрансформатор — аналогичный тем, что применяются на классических гидроавтоматах.

Гидротрансформатором управляет контроллер — именно он следит за нагрузкой и меняет моменты блокировки узла. К примеру, при обычном плавном трогании блокировка произойдет при 15 км/ч, а если с места вдавить педаль газа в пол — позже. Однако, это не значит, что так можно делать при каждом старте со светофора — как и в других типах КПП, повышенная нагрузка на подшипники, валы и корпус никуда не денется.

В новом Дастере есть и специальный внедорожный алгоритм работы гидротрансформатора: в режиме Lock блокировка не наступает вплоть до 30-40 км/ч, в зависимости от степени нажатия на педаль газа. При увеличении тяги, ремень и шкивы продолжают работу в комфортных условиях.

При этом перегреть агрегат, благодаря наличию масляного радиатора, довольно непросто. Но даже если долго мучать авто бездорожьем и грязью, то при достижении температуры масла в 127 градусов, сначала включится предупредительный сигнал на панели приборов, а при 135-137 градусах сработает и автоматическая защита от перегрева.

Вариатор следит за состоянием дороги

Индикатор перегрева вариатора

Для этого контроллер получает данные о скоростях вращения всех четырех колес. С помощью них вычисляется коэффициент сцепления с дорогой и степень пробуксовки. В зависимости от скорости автомобиля и рассинхронизации оборотов передней и задней оси, включаются различные защитные программы работы.

Сначала в агрегате увеличивается давление масла, благодаря чему сжимаются половинки шкивов и происходит большее натяжение ремня. Затем контроллер начинает изменять моменты блокировки гидротрансформатора, снижая нагрузку на шкивы и ремень.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

При достижении разности скоростей передних и задних колес в 15 км/ч, происходит уменьшение тяги двигателя. Это осуществляется лишь в том случае, если скорость самого автомобиля превышает 13 км/ч — то есть выбраться ползком из грязевой ловушки, например, ничего не помешает. А гидротрансформатор, увеличивающий тягу, наоборот, тут даже поможет.

Помощь при резкой смене сцепления с дорогой

В алгоритм новых вариаторов Jatco заложена и максимальная защита при резком, ударном изменении скорости вращения колес. Такое происходит, например, при попадании c пробуксовкой со льда, или со скользких трамвайных рельсов обратно на асфальт.

Вариатор Jatco

В этом случае гидротрансформатор разблокируется, как при экстренном торможении. Например, как перед ямой или незамеченным вовремя лежачим полицейским. А с 2021 года на вариаторах 015 появилась и другая «логика» работы в таких ситуациях.

В экстренный момент в них зажимаются основные шкивы и «распускается» фрикцион планетарной передачи переднего хода. В итоге удар приходится на него, поскольку он более приспособлен для работы в этом случае, чем ремень и его шкивы.

Замена масла

Замена масла в вариаторе

Renault официально рекомендует не менять масло в вариаторах на протяжении всего срока службы агрегата, если только нет особой рекомендации от дилера. В компании Jatco дополняют, что внеочередная замена масла может даже навредить трансмиссии — если во время этой операции внутрь попадет хоть немного грязи.

В контроллер встроен специальный счетчик старения масла, который, основываясь на данных по реальным нагрузкам на вариатор, а также изменениях в температуре масла за весь период эксплуатации ведет учет в специальных «условных единицах».

Самый правильный подход к смене масла — сделать ее, когда счетчик достигнет планку в 210 таких единиц. Прочитать этот параметр можно фирменным диагностическим сканером, но на практике накопление такого значения занимает многие годы.

Так как в автомобилях Renault в вариаторах сохранены щупы для проверки уровня масла, японские специалисты советуют быть аккуратными и с ними. Ведь чтобы в агрегат попали нежелательные частицы, достаточно просто протереть щуп грязной тряпкой.

Ремонтопригодность

Ремонт вариатора

Один из важных плюсов бесступенчатых трансмиссий — простота конструкции. В отличии от обычных коробок передач, десятки шестерен и механизмов переключения здесь заменены ремнем, двумя шкивами и довольно несложной гидравликой.

И если за переборку классического гидроавтомата готов взяться лишь специализированный сервис, то с ремонтом вариатора вполне способен справиться толковый гаражный автомеханик.

Впрочем, и официальный дилер попросит за ремонт не так много — обычно работы по переборке вариатора со снятием и установкой обходятся примерно в 20 тысяч рублей.

Нужно, конечно, прибавить сюда и стоимость самих деталей, но их в агрегате не так много. Поэтому вариаторных машин с даже большими пробегами не стоит обходить стороной — они вполне ремонтопригодны.

Читайте также: Как избежать проблем с вариатором: соблюдайте девять основных правил

Фото kolesa.ru, zr.ru, drive2.ru


Наш Telegram