К автомобилям с вариатором российские автолюбители зачастую относятся настороженно. Считается, что такой тип трансмиссии более капризен к перегрузкам, резким стартам и пробуксовкам.
Однако специалисты фирмы Jatco утверждают, что многие опасения напрасны. На примере своих последних бесступенчатых моделей для российских Renault японцы раскрыли ряд любопытных технических нюансов в работе этих агрегатов. Все они доказывают, что современные вариаторы готовы к самым разным условиям эксплуатации.
Содержимое:
На сегодняшний момент Jatco выпускает для компании Renault два типа вариаторов: CVT7 (код 015) и CVT8 (код 016). Первый вариант рассчитан на переднеприводные автомобили с моторами 1,6 — его особенностью является дополнительная двухступенчатая планетарная передача, расширяющая диапазон работы.
Второй вариант сконструирован для работы с турбомотором 1,3 и полным приводом. Этот агрегат рассчитан на работу с большими крутящими моментами. Он оборудован масляным радиатором, усовершенствованным гидротрансформатором и блоком клапанов, а также двумя дополнительными гидроаккумуляторами для сглаживания пульсаций масла.
Гидротрансформатор
Дабы защитить ремень и шкивы вариатора от перегрузки, а также обеспечить относительно плавное трогание при резких стартах, пробуксовках и больших нагрузках, на входе в вариатор расположен гидротрансформатор — аналогичный тем, что применяются на классических гидроавтоматах.
Гидротрансформатором управляет контроллер — именно он следит за нагрузкой и меняет моменты блокировки узла. К примеру, при обычном плавном трогании блокировка произойдет при 15 км/ч, а если с места вдавить педаль газа в пол — позже. Однако, это не значит, что так можно делать при каждом старте со светофора — как и в других типах КПП, повышенная нагрузка на подшипники, валы и корпус никуда не денется.
В новом Дастере есть и специальный внедорожный алгоритм работы гидротрансформатора: в режиме Lock блокировка не наступает вплоть до 30-40 км/ч, в зависимости от степени нажатия на педаль газа. При увеличении тяги, ремень и шкивы продолжают работу в комфортных условиях.
При этом перегреть агрегат, благодаря наличию масляного радиатора, довольно непросто. Но даже если долго мучать авто бездорожьем и грязью, то при достижении температуры масла в 127 градусов, сначала включится предупредительный сигнал на панели приборов, а при 135-137 градусах сработает и автоматическая защита от перегрева.
Вариатор следит за состоянием дороги
Для этого контроллер получает данные о скоростях вращения всех четырех колес. С помощью них вычисляется коэффициент сцепления с дорогой и степень пробуксовки. В зависимости от скорости автомобиля и рассинхронизации оборотов передней и задней оси, включаются различные защитные программы работы.
Сначала в агрегате увеличивается давление масла, благодаря чему сжимаются половинки шкивов и происходит большее натяжение ремня. Затем контроллер начинает изменять моменты блокировки гидротрансформатора, снижая нагрузку на шкивы и ремень.
При достижении разности скоростей передних и задних колес в 15 км/ч, происходит уменьшение тяги двигателя. Это осуществляется лишь в том случае, если скорость самого автомобиля превышает 13 км/ч — то есть выбраться ползком из грязевой ловушки, например, ничего не помешает. А гидротрансформатор, увеличивающий тягу, наоборот, тут даже поможет.
Помощь при резкой смене сцепления с дорогой
В алгоритм новых вариаторов Jatco заложена и максимальная защита при резком, ударном изменении скорости вращения колес. Такое происходит, например, при попадании c пробуксовкой со льда, или со скользких трамвайных рельсов обратно на асфальт.
В этом случае гидротрансформатор разблокируется, как при экстренном торможении. Например, как перед ямой или незамеченным вовремя лежачим полицейским. А с 2021 года на вариаторах 015 появилась и другая «логика» работы в таких ситуациях.
В экстренный момент в них зажимаются основные шкивы и «распускается» фрикцион планетарной передачи переднего хода. В итоге удар приходится на него, поскольку он более приспособлен для работы в этом случае, чем ремень и его шкивы.
Замена масла
Renault официально рекомендует не менять масло в вариаторах на протяжении всего срока службы агрегата, если только нет особой рекомендации от дилера. В компании Jatco дополняют, что внеочередная замена масла может даже навредить трансмиссии — если во время этой операции внутрь попадет хоть немного грязи.
В контроллер встроен специальный счетчик старения масла, который, основываясь на данных по реальным нагрузкам на вариатор, а также изменениях в температуре масла за весь период эксплуатации ведет учет в специальных «условных единицах».
Самый правильный подход к смене масла — сделать ее, когда счетчик достигнет планку в 210 таких единиц. Прочитать этот параметр можно фирменным диагностическим сканером, но на практике накопление такого значения занимает многие годы.
Так как в автомобилях Renault в вариаторах сохранены щупы для проверки уровня масла, японские специалисты советуют быть аккуратными и с ними. Ведь чтобы в агрегат попали нежелательные частицы, достаточно просто протереть щуп грязной тряпкой.
Ремонтопригодность
Один из важных плюсов бесступенчатых трансмиссий — простота конструкции. В отличии от обычных коробок передач, десятки шестерен и механизмов переключения здесь заменены ремнем, двумя шкивами и довольно несложной гидравликой.
И если за переборку классического гидроавтомата готов взяться лишь специализированный сервис, то с ремонтом вариатора вполне способен справиться толковый гаражный автомеханик.
Впрочем, и официальный дилер попросит за ремонт не так много — обычно работы по переборке вариатора со снятием и установкой обходятся примерно в 20 тысяч рублей.
Нужно, конечно, прибавить сюда и стоимость самих деталей, но их в агрегате не так много. Поэтому вариаторных машин с даже большими пробегами не стоит обходить стороной — они вполне ремонтопригодны.
Фото kolesa.ru, zr.ru, drive2.ru