Как избежать проблем с вариатором: соблюдайте девять основных правил

Автор: Владислав Папулов

При всех своих несомненных достоинствах бесступенчатые трансмиссии, или вариаторы CVT, зачастую оказываются наиболее капризными в эксплуатации. Они чувствительны к сильным нагрузкам, состоянию и температуре рабочей жидкости, а также регулярному обслуживанию.

Поэтому, чтобы такой агрегат прожил как можно дольше, необходимо соблюдать ряд условий, список которых подготовили эксперты издания «За рулем».

Как сохранить вариатор

Своевременно менять рабочую жидкость

Фото auto.ru

Вообще это правило касается любого агрегата, в котором присутствует смазка или рабочая жидкость, просто вариатор в этом плане куда более чувствителен. В процессе эксплуатации в жидкости скапливаются металлическая стружка и прочие продукты износа, что заметно ухудшает ее свойства.

Все это провоцирует проскальзывание ремня на конусах вариатора, а также заметно сокращает ресурс всех деталей агрегата. Жидкость следует подбирать той марки, которая рекомендована производителем вариатора, и менять ее не реже, чем раз в 70 000 км.

Кстати, ошибочно называть вариаторную жидкость маслом — она несет сразу несколько функций, одна из которых со смазыванием вообще не связана — наоборот, в зоне контакта конусов с ремнем она должна обеспечивать повышенное трение, как бы «склеивать» их поверхности.

Не пренебрегать контролем уровня жидкости

Фото drive2.ru

На многих автомобилях вариаторы снабжены щупом для проверки уровня жидкости. Проверку уровня нужно делать не реже, чем при каждом ТО, обязательно при тех температурных режимах, которые прописаны заводом-изготовителем. Там, где проверка щупом не предусмотрена, стоит внимательно осматривать состояние агрегата на предмет подтеков.

Прогревать жидкость в вариаторе зимой

Не рекомендуется трогаться с места зимой на непрогретой машине — это вредно не только для мотора, но и для вариатора. Масло в холодном агрегате еще слишком вязкое, в результате цепь или ремень могут проскальзывать, оставляя на конусах микрозадиры.

Да и нагрузка на привод насоса вариатора будет слишком сильной. Чтобы уменьшить негативные последствия, следует прогревать трансмиссию в движении — первые пару километров ехать медленнее, избегая резких ускорений и торможений.

Очищать магниты и менять фильтры при замене жидкости

Фото mashintop.ru

Замена жидкости без замены фильтров практически бесполезна — большинство продуктов износа оседают именно там. Кроме того, необходимо вскрыть поддон и произвести очистку его поверхности и магнитов от металлической стружки — она особенно опасна для электромеханических узлов агрегата.

Не допускать засорение радиатора вариатора

Хорошо бы при выборе автомобиля с вариатором обратить внимание на наличие радиатора охлаждения рабочей жидкости, особенно если на машине планируются какие-либо внедорожные «подвиги». И разумеется — следует тщательно следить за чистотой этого узла.

Не ездить в агрессивной манере

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

Для вариатора особенно вреден режим езды с резкими ускорениями и торможениями. Также не рекомендуется длительное движение на высокой скорости — подшипники валов выйдут из строя гораздо раньше положенного срока.

Не передвигать на ходу селектор в режим «Паркинг» (P)

Это категорически нельзя делать не только на вариаторах, но и на АКПП. В положении «Паркинг» выходной вал трансмиссии стопорится механическим зубом, заходящим в одну из прорезей зубчатого колеса — таким образом блокируются ведущие колеса на стоянке.

Если же произвести такую операцию во время движения, это не только приведет к жуткому хрусту и интенсивному износу деталей, а к поломке и весьма дорогостоящему ремонту.

Воздержаться от буксировки

Фото newstop.info

На автомобилях с вариатором не рекомендуется буксировать тяжелые прицепы и другие автомобили, поскольку это приводит к повышенному нагреву шкивов, цепи или ремня — особенно при движении в горку. Если все же без такой буксировки не обойтись, то ускоряться следует как можно плавнее.

Также вредно и буксировать сам автомобиль с вариатором. Делать это следует лишь с работающим двигателем, в противном случае коробка будет испытывать масляное голодание — ведомый вал будет вращаться от колес, и ремень или цепь будут протачивать неподвижный и не смазываемый ведущий вал от мотора. Так что, по возможности, лучше воспользоваться услугами эвакуатора.

Не ездить с длительными пробуксовками

Фото drom.ru

При таких режимах работы обороты двигателя остаются примерно на одном и том же уровне, в то время, как передаточные числа самого вариатора будут изменяться.

Когда одно или несколько колес окажутся на твердой поверхности, скорость их вращения резко уменьшится, что приведет к экстремальной нагрузке на элементы трансмиссии, вплоть до обрыва ремня или цепи. Поэтому автомобиль с вариатором — не самый лучший выбор для тяжелых внедорожных условий.

Читайте также: Любопытные факты о вариаторах Jatco: стоит ли бояться машин с такими агрегатами


Наш Telegram