Почему именно «Шишига»: интересные факты про грузовик ГАЗ-66

Автор: Владислав Папулов

Прошло уже больше двух десятилетий с тех пор, как легендарная «Шишига» ГАЗ-66 покинула конвейер. Однако до сих пор этот брутальный горьковский грузовик пользуется популярностью среди любителей покорять бездорожье. Об истории и особенностях этой интересной модели журналисты портала quto.ru собрали для 8 интересных фактов.

Нечистая сила

ГАЗ-66

Фото novo-tur.ru

Приклеившееся к грузовику прозвище «Шишига» не просто возникло от цифрового индекса модели «66». Это еще и один из представителей нечистой силы в русской мифологии. Шишига, он же шишок мог обитать в самых различных местах, например, в лесу (и тогда его еще называли лешим). Видимо, подобная «кличка» приклеилась к автомобилю не в последнюю очередь из-за его «зловещего» внешнего вида.

Долгожитель и медалист

ГАЗ-66 — признанный долгожитель. Грузовик выпускался на протяжении 35 лет — с 1964 по 1999 гг. Машина застала распад СССР, войны в Афганистане и Чечне. А на заре производства, в шестидесятые, модель получила целых две золотые медали — на московской выставке «Современная сельскохозяйственная техника», и на международной ярмарке в Лейпциге. В 1969 году «Шишига» первой среди автомобилей СССР получила государственный Знак качества.

Вездеход для десантников

ГАЗ-66

Фото drive2.ru

Грузовик изначально проектировался под езду на бездорожье. Под капотом располагался бензиновый V8 объемом 4,3 л с предпусковым подогревателем. Также машина оснащалась системой полного привода с понижающей передачей, гидроусилителем руля и системой регулировки давления в шинах. Грузоподъемность — 2 тонны.

Характерной особенностью ГАЗ-66 являлась отлично сбалансированная развесовка по осям и оптимальное расположение центра тяжести. Благодаря этому машина очень полюбилась в десантных войсках — автомобиль приземлялся на землю всеми четырьмя колесами без ярко выраженного крена.

Опасная эргономика

Кабина ГАЗ-66

Фото fishki-net

Многие проклинают «Шишигу» за специфически расположенный практически у задней стенки кабины рычаг коробки передач. При переключении руку приходится выкручивать. Кроме того, грузовик имеет весьма тесный салон, расположенный прямо над двигателем. Последняя особенность несла смертельную опасность водителю при подрыве автомобиля на мине — именно поэтому ГАЗ-66 достаточно быстро вывели из эксплуатации в Афганистане.

Множество вариаций

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

За долгое время производство ГАЗ-66 имел десятки различных модификаций. Например, грузовик с бортовой платформой, штатной лебедкой и системой регулирования давления в колесах имел обозначение ГАЗ-66-12. Версия с грузоподъемностью 2,3 тонны и оснащенная турбодизелем мощностью 116 л.с. несла индекс ГАЗ-66-40. Грузовик с экранированным электрооборудованием на борту обозначался ГАЗ-66-14.

Вариант для тропиков

ГАЗ-66 на гусеницах

Трехосный ГАЗ-66

Фото kolesa.ru

ГАЗ-66 активно шел на экспорт во многие дружественные СССР страны, в том числе и с тропическим климатом. Для таких поставляли особую, изготовленную с учетом местной специфики, модификацию. Однако неизвестно, насколько хорошо инженеры справились с температурой внутри грузовика в условиях жаркого климата. А это была непростая задача — ведь бензиновая «восьмерка», расположенная под кабиной, давала немало жару в салон.

Поле для экспериментов

Платформа ГАЗ-66 отлично подходила для постройки различных опытных моделей, нацеленных на более эффективное покорение бездорожья. Результатами этих удачных и не очень экспериментов стали такие разработки, как десантный ГАЗ-66Б на гусеничном ходу или трехосная модификация 66-34.

Внедорожный кемпинг

ГАЗ-66 дом на колесах

Фото drive2.ru

В наши дни ГАЗ-66 часто используют в качестве базы для постройки внедорожных кемперов. Иногда даже встречаются сильно модифицированные и хорошо оснащенные экземпляры. Однако, по мнению многих профессиональных джиперов, такие доработанные «Шишиги» для тотального бездорожья не очень подходят из-за слишком большой массы.

Читайте также: Вспоминаем историю Зил-130: любопытные факты про легендарный советский грузовик


Наш Telegram