На просторах нашей необъятной родины сегодня все еще можно нарваться на заправку некачественным и контрафактным топливом. Обычно это происходит где-нибудь в глубинке, на небольших частных автозаправках.
По данным Росстандарта, разбавленным бензином и не соответствующей требованиям соляркой торгует каждая одиннадцатая российская АЗС. Но даже если автомобиль заправляется на крупной сетевой автозаправке, есть риск, что водитель или заправщик перепутает шланги и зальет не тот сорт топлива, или солярку вместо бензина.
А это может грозить серьезными проблемами с техникой, выходом из строя катализаторов, лямбда-зондов и свечей зажигания. Но как это можно исправить, пока машина не вышла из строя? Для начала заправщику следует громко и четко сказать, какое топливо необходимо заправить.
Желательно дополнительно проследить, какой пистолет он снимает с колонки. Кроме того, сотрудник АЗС может прочитать и данные с обратной стороны лючка бензобака — обычно требуемый сорт топлива там указан производителем.
Если заправщик все же перепутал шланги, то можно смело требовать бесплатного слива топлива и заправки новой правильной партии. А если сотрудники АЗС будут отказываться это сделать, то требовать выдачу записи камер видеонаблюдения и составления акта о происшествии. Можно также вызвать полицию и привлечь свидетелей.
Для того чтобы АЗС возместила ущерб необходимо сохранить чек о заправке и сделать фотоснимки автомобиля у колонки. Вызвать эваукатор и отправить автомобиль в сервис, где нужно будет произвести экспертизу и составить акт о выполненных работах. Все эти доказательства потом можно использовать в суде.
А вот с проблемами от некачественного и контрафактного топлива водитель сталкивается уже в пути. Обороты двигателя начинают падать, резко падает мощность и динамика разгона. Из выхлопной трубы валит черноватый дым с примесями серы и недогоревшего топлива.
В суррогатном бензине может содержаться большое количество свинца, металлосодержащих присадок и других лишних примесей. Все это приводит к быстрому забиванию фильтров грубой и тонкой очистки, загрязнению и спеканию катализатора и выходу из строя кислородного датчика.
Иногда бензин АИ-95 кустарным способом получают с помощью добавки в дешевую и старую основу присадок, повышающих октановое число. Делают это, естественно, с нарушением рецептуры, отчего топливо не развивает необходимой детонационной стойкости.
Это становится причиной детонации — процесса преждевременного сгорания смеси в цилиндрах, что вызывает разрушительные последствия для мотора. В камере сгорания повышается температура, поршни оплавляются, на стенках цилиндров появляются царапины и даже сколы от ударов юбок поршней.
Внешне детонация проявляется специфическими дерганиями и металличесими стуками в двигателе на высоких оборотах. Если после заправки почти сразу появляются признаки детонации, необходимо срочно останавливаться. Автомобиль лучше эвакуировать в автосервис. Там топливо сольют либо с помощью груши, либо выведя наружу шланг бензонасоса и включив зажигание.
После этого нужно поменять топливный фильтр и можно будет продолжить движение. Если сохранился чек с АЗС, пойманной на контрафакте, можно вызвать проверяющие органы Росстандарта. Эксперты возьмут три пробы топлива и после их изучения выдадут заключение. С этим документом можно подать иск к владельцам заправки о возмещении причиненного автомобилю материального ущерба.