Волга для государственной элиты: тяжелая судьба легендарного ГАЗ 3102

Уже в тот момент, когда с конвейера в Горьком начали сходить первые ГАЗ-24, инженеры завода начали задумываться о новом поколении модели. Причем следующая генерация должна была встать на ступеньку выше, и вплотную приблизиться к более элитарным автомобилям — ЗиЛовским лимузинам и Чайкам.

Дело в том, что Волга по своим габаритам относилась к бизнес-классу, а за рубежом в то время к подобным автомобилям прилагались такие удобства, как автоматическая трансмиссия, кондиционер, гидроусилитель руля или электроприводы стекол.

ГАЗ 3102

Фото goodfon.ru

Ничего этого даже у новейшей «двадцать четвертой» и в помине не было, по уровню оснащения горьковский седан недалеко ушел от народного Москвича. А ведь Советскому Союзу всегда хотелось, чтобы его продукция успешно продавалась на внешних рынках — это давало валютную выручку, которая задавленной санкциями стране была ой как нужна.

Первоначально новую модель планировалось создать на абсолютно новой платформе, однако это потребовало бы серьезного переоборудования производства и серьезных денежных вливаний. Однако в это время все силы советской автомобильной промышленности были брошены на строительство и развитие Волжского и Камского автозаводов, и лишних денег не было. Поэтому новую Волгу пришлось создавать на модернизированной платформе старой.

ГАЗ 3102

Фото driveboom.ru

По этой же причине, а также из-за упавшего ввиду нефтяного кризиса мирового спроса на большие и мощные моторы не стали устанавливать на новую Волгу и разработанный газовцами V-образный шестицилиндровый мотор. Альтернативой мог бы стать V8 от Чайки, но для «двадцать четвертого» шасси он был слишком тяжелым.

В итоге горьковские инженеры все же исхитрились, усовершенствовав стандартный четырехцилиндровый мотор. В частности, применили они новаторское форкамерно-факельное зажигание. В результате мощность двигателя возросла до 105 л.с., а разгон до сотни сократился до 16 секунд.

ГАЗ 3102

Фото fishki.net

При этом агрегат вышел весьма экономичным, потребляя всего 9 л/100км в смешанном цикле. Однако спустя годы от мудреной системы все же отказались — она требовала слишком щепетильной и регулярной настройки, с которой мог справиться далеко не каждый даже опытный механик.

Не досталась машине и автоматическая коробка передач — до самого начала 90-х ГАЗ-3102 продолжали комплектовать 4-ступенчатой механикой. Затем добавилась и пятиступка, с которой автомобиль и дожил свою долгую и мучительную жизнь до самого конца производства. Также практически до конца выпуска не было и гидроусилителя руля.

По сути, ГАЗ 3102 из задуманной принципиальной новой модели превратился в глубокий рестайлинг 24-ой Волги. Силовой каркас кузова остался прежним — изменились лишь формы передка и кормы в стиле выпущенной в 1977 году новой Чайки ГАЗ-14. Практически без изменений осталась и стремительно устаревающая конструкция подвески.

Однако кое-какие удобные новшества все же были внесены. Например, существенно модернизировали тормозную систему — появились долгожданные передние дисковые механизмы и вакуумный усилитель. Приятнее и безопаснее стало и в салоне автомобиля. Из «примочек» стоит отметить такие передовые для советского водителя того времени вещи, как омыватель фар и электрообогрев заднего стекла.

ГАЗ 3102

Фото fishki.net

После мучительной череды одобрений, изменений и испытаний, в 1980 году модель ГАЗ 3102 наконец встала на конвейер. Однако заводу удалось наладить лишь мелкосерийный выпуск. Ведь, в отличие от более массовой 24-ой, к производству нового поколения предъявлялись более серьезные требования по сборке, а большинство поставщиков ГАЗа отличались отвратительным качеством деталей (брак доходил до 70%), и лишь малая их часть годилась для установки.

А еще это было связано отчасти с «элитарностью» модели — до самого развала СССР существовал негласный запрет на свободную продажу новой Волги, уж больно понравилась она, так похожая на Чайку, чиновникам госаппарата. Даже когда пришло время менять на конвейере 24-ую, разработанный в Горьком упрощенный вариант 3102 в серию не пошел, и в итоге в производстве появилась модель 2410.

Так и выпускалась мелкими партиями для избранных новая Волга до самых 90-х годов. А когда она все же появилась в свободной продаже, то уже оказалась никому не нужна — уж больно проигрывал исполинский горьковский седан по всем потребительским характеристикам аналогичным иномаркам. Тем не менее, мелкосерийный выпуск и какой-никакой спрос со стороны госзакупок позволил продержаться «элитной» Волге довольно долго.

В начале 2000-х машина наконец получила и мощное крайслеровское «сердце» в виде 2,4-литрового мотора, а также модернизированную подвеску от 3110 и даже все «навороты» в виде гидроусилителя, электропакета и кондиционера. Но время этой машины уже безвозвратно ушло. В 2008 году ГАЗ-3102 тихо покинул конвейер, продержавшись в производстве целых 28 лет, и пережив государство ее породившее.

ГАЗ 3102

Фото 1zoom.ru

ГАЗ 3102

Фото avtozhiteli.ru

ГАЗ 3102

Фото mota.ru

ГАЗ 3102

Фото drive2.ru

Читайте также: Дорого и солидно: крутой проект на базе Волга ГАЗ-3102

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен Самые ожидаемые новинки авто 2020 Франкфуртский автосалон 2019: все новинки