Вседорожные универсалы повышенной проходимости всех марок представляют собой легковую альтернативу кроссоверам. От исходных версий такие машины отличаются увеличенным дорожным просветом (клиренсом), усиленной подвеской и защитным обвесом по периметру кузова (как правило, из неокрашенного пластика).
Также многие внедорожные универсалы 4×4 имеют в базе полный привод (за исключением бюджетных моделей) и зачастую их технические характеристики предусматривают не только бензиновые, но дизельные двигатели.
В отличие от SUV, универсалы повышенной проходимости всех марок предлагают больше места в багажнике, лучшую управляемость за счет более низкого центра тяжести и чуть меньший расход топлива за счет меньшей массы. Дополнительным фактором выбора такой машины может стать привлекательный дизайн (см фото) и цена.
Российские модели (недорогие)

Самым дешевым вседорожным универсалом на российском рынке является Лада Гранта Кросс с увеличенным до 198 миллиметров дорожным просветом. Привод только передний, зато цена до 1 млн рублей.

Еще одним недорогим бюджетным вседорожным универсалом является Lada Largus Cross на базе французской платформы B0. Здесь также нет полного привода и мощного мотора, зато покупатели могут выбрать версию с семиместным салоном.

В линейке АвтоВАЗа есть еще один приподнятый универсал (клиренс 203 мм) в лице Lada Vesta SW Cross, который пользуется хорошим спросом, отлично выглядит и неплохо едет. Вот только бюджетным его уже не назовешь, цены за последнее время выросли в среднем до 1,5 млн рублей.
Импортные модели (дорогие)

Когда речь заходит про универсалы повышенной проходимости с полным приводом, то на ум первым делом приходит Subaru Outback. Сейчас на рынке представлено шестое поколение модели. Прежние версии пользовались в РФ неплохим спросом, но с нынешними ценами (от 5,6 млн) продажи просто рухнули.

Одним из первых игроков на рынке универсалов 4×4 была компания Вольво со своим XC70, а теперь в линейке у шведов сразу две машины такого класса. Открывает список Volvo V60 Cross County — до санкций к нам поставляли версию с бензиновым движком, но бывает и дизельный вариант.

Второй моделью от шведов является крупный Volvo V90 Cross Country, который хоть и дороже, но пользовался даже большим спросом, нежели младшая модель. Сегодня, из-за санкций, официальные поставки в Россию прекращены.

Другим известным игроком в данном сегменте является Audi, причем изначально в линейке также появилась более старшая модель, а затем дело долго до A4 allroad. Актуальным является универсал в кузове B9 — такие шли к нам с 1,4-литровым TFSI на 245 сил, семидиапазонным роботом S tronic и разумеется только с полным приводом.

Для тех, кому нужна машина по больше и позволяют финансовые возможности, отличным выбором может стать Audi A6 allroad. Сейчас это модель в кузове C8, дебютировавшая в девятнадцатом году (это уже четвертое поколение). В РФ можно купить не только с бензиновым движком, но и с 249-сильным дизелем.

Фольксваген ушел из России, но до этого какого-то время поставляли к нам Passat Alltrack в кузове B8 (между прочим, совсем не дешевый) с 220-сильным бензиновым турбоморотором и полноприводной трансмиссией 4Motion. Заявленный дорожный просвет — 174 мм.

Немцы из Mercedes долгое время игнорировали сегмент универсалов повышенной проходимости, и только в две тысячи шестнадцатом презентовали модель E-Class All-Terrain. К нам поставляли машины с двухлитровым дизелем на 194 л.с. и полным приводом 4Matic.
Вседорожные универсалы на вторичке

Пожалуй, самой популярной иномаркой в классе вседорожных универсалов в России была Skoda Octavia Scout (турбомотор на 180 сил и полный привод) — оптимальный вариант по соотношению цена / качество. Машины в кузове A7 сняли с производства, а новая версия A8 до нас так и не добралась.

До коронакризиса и прочих неприятных событий, когда цены на новые машины начали активный рост, в России высоким спросом пользовался Subaru Outback пятого поколения (а до этого и его предшественник). Сегодня на вторичке можно найти немало предложений.

Если не хватает на новую Ауди, то можно обратить внимание на б/у экземпляры с пробегом. Предложений по A4 Allroad (B8) по всей России не так много, однако и ценник вполне подъемный. Правда, нужно закладывать немалые расходы на обслуживание.

Для сравнения, предложений на Audi A6 allroad (C7) куда больше, при этом цены на нее не сильно выше (в зависимости от года выпуска, пробега и состояния). Также на вторичке есть еще более старые машины в кузовах C6 и C5.

Если на новую не хватает, то за Вольво В60 Кросс Кантри первого поколения с пробегом в среднем просят от 1,5 до 2 млн рублей. Правда, предложений не так много, при этом ценник за модель второй генерации в среднем стартует от трех миллионов.

Хотите по настоящему крепкий и надежный универсал повышенной проходимости, то обратите внимание на Volvo XC70, цены на рестайлинговые машины второго поколения варьируются от 1,5 до 2,5 млн рублей. Дизельные движки различной мощности, полный привод, большое количество положительных отзывов от владельцев.
Не продаются в России
Класс вседорожных универсалов — это нишевый сегмент, в котором не так много игроков. Многие производители вообще не выпускают подобные модели, а из тех что выпускают, далеко не все поставлялись в Россию. Ниже мы добавили карточки еще некоторых машин, которые у нас официально не продавались. По ссылкам на картинках можно открыть и почитать обзоры данных автомобилей.