Прототипы многих известных советских и российских автомобилей иногда довольно сильно отличались от того, что в итоге пошло на конвейер. Причем отличия заключались не только в элементах экстерьера и интерьера, но и в технической части. О семи прототипах значимых машин вспомнили журналисты издания «За рулем».
Lada Kalina
Семейство автомобилей с названием «Калина» было задумано еще в конце 80-ых, в рамках советско-итальянского совместного проекта, обозначенного как А93. Производство малолитражек планировалось наладить на новом заводе в Елабуге. Однако развал СССР и последующий экономический кризис свел все сотрудничество на нет.
К проекту вернулись в 1997 году, но уже без участия итальянцев. Именно тогда был представлен первый прототип модели — хэтчбек 1119, в котором угадывались черты будущих серийных экземпляров. Правда на опытных образцах на шильдике с названием модели почему-то писали странное с точки зрения перевода слово «Calina».
Но уже к 2001 г автомобиль окончательно приобрел серийный вид. Исчезло, например «счастливое лицо» передней части, выполненное в духе модного в середине девяностых биодизайна, да и в целом автомобиль стал выглядеть серьезнее. Изменилось и название на привычное нам теперь «Kalina».
ЗиЛ-111
В середине 50-ых советские инженеры приступили к разработке нового правительственного лимузина, который должен был заменить морально устаревший к тому моменту ЗиС-110. К 1956 году был подготовлен первый опытный образец — автомобиль «Москва».
Однако начальству «Москва» не понравилась. Дизайн авторства Валентина Росткова восторгов не вызывал — в середине пятидесятых он уже не считался чем-то прорывным. А с технической точки зрения прототип базировался на шасси все того же ЗиС-110, конструкция которого разрабатывалась еще в начале 40-ых.
В итоге опытный автомобиль забраковали, а в серию пошла совсем другая машина — на новой платформе, с двигателем V8, двухступенчатой АКПП и более модным кузовом авторства Льва Еремеева.
ГАЗ-13
Похожая с ЗиЛом ситуация происходила и в Горьком, где примерно тогда же, в конце пятидесятых, готовили замену устаревшему ЗиМу. В 1957 году был создан его модернизированный вариант — ГАЗ-12В.
От ЗиМа машина отличалась цельным ветровым стеклом без половинок, новой решеткой радиатора с «птичкой», иным декором и модными в те времена небольшими козырьками над фарами.
Шасси и агрегаты остались прежними. Как и в случае с ЗиЛом, такой прототип признали бесперспективным, а в серию пошел другой проект — ГАЗ-13 «Чайка», созданный на полностью новой платформе.
Дизайн «Чайки», кстати, также разрабатывал Лев Еремеев, потому машина напоминала уменьшенную копию ЗиЛ-111. Это не очень понравилось начальству, поэтому к 1961 году был создан обновленный ЗиЛ-111Г. Внешность правительственного лимузина существенно доработали — лишь бы он не напоминал машину для чиновников рангом пониже.
ВАЗ-2110
ВАЗ-2110 изначально должен был стать дальнейшим развитием переднеприводного семейства «Спутников / Самар», а конкретно — седаном. При этом проект, обозначенный как ВАЗ-2112, предполагал создание новой линейки заднеприводных автомобилей, которые впоследствии должны были заменить классические «Жигули».
Однако затем на заводе все переиграли, и седан на базе «Самары» получил обозначение ВАЗ-21099, а индекс 2110 присвоили семейству принципиально новых переднеприводных машин.
Первыми образцами будущих «десяток» стали машины опытной серии 100. Испытание этих прототипов началось в 1987 году. Но уже тогда появились эскизы дизайнера Владимира Ярцева, на которых был более современный и аэродинамически проработанный автомобиль — именно он в итоге и превратился в серийный ВАЗ-2110.
ЗАЗ-1102 «Таврия»
«Таврия» проделала, пожалуй, один из самых долгих и мучительных путей к конвейеру. От первого образца до серийной модели прошло два десятилетия! Разумеется, за такой отрезок времени было создано огромное множество опытных автомобилей.
Довольно быстро определились только с двигателем 1,1 на 50 л.с., а вот сделать приличный и современный кузов у запорожских специалистов долго не получалось — машину пытались унифицировать с вазовским прототипом ВАЗ-1101, который в серию тоже так и не пошел.
Наконец, в 1976 году московские начальники поручили запорожцам взять за образец европейскую малолитражку Ford Fiesta, и в 1978 г была создана близкая к будущей серийной модели машина. Правда, до конвейера и она добиралась еще долгие десять лет.
ЗАЗ-965 «Запорожец»
Создавая в середине 50-х советский микролитражный «народный» автомобиль, советские инженеры взяли за основу FIAT-600. Однако задачи слепо скопировать итальянскую машину не было — наших специалистов скорее привлекала техническая совершенность этой модели с позиции последующего массового изготовления.
Прототип будущего «горбатого» — «Москвич-444», специалисты МЗМА как могли старались сделать непохожим на итальянский образец. Хотя по технологическим причинам это было реализовать не так-то просто.
Тем не менее, опытный автомобиль получил интересные декоративные элементы. Например, маленькие козырьки над фарами в стиле «взрослых» машин типа «Чайки», и по три блестящих круглых воздухозаборника на задних крыльях. В целом, дизайн серийного «Запорожца» принципиально от прототипа не отличался, разве что стал немного спокойнее и проще.
Немало инженеры экспериментировали и с силовой установкой микролитражки. Будущий «Запорожец» примерял на себя и двухтактный мотоциклетный мотор, и двигатель от немецкой BMW-600. Но в итоге выбор остановили на четырехцилиндровом V-образном агрегате с воздушным охлаждением собственной разработки.
РАФ-2203
На момент создания прототипа семейства новых рижских микроавтобусов в 1968 году, художников никто особо не ограничивал в сроках и задачах. Поэтому появившийся первый опытный образец РАФ-982 выглядел весьма авангардно по тем временам.
Поэкспериментировали латыши и с шасси. Например, вместо волговского двигателя поставили более современный на тот момент агрегат от Москвича-412, который имел ту же мощность (75 л.с.).
Однако за те семь лет, что машина шла к конвейеру, многие инновации сошли на нет в угоду удобству массового производства. Те же агрегаты от Москвича вновь заменили на Волговские уже во второй опытной партии. Впрочем, и вышедший в 1975 году серийный РАФ-2203 все же смотрелся еще свежо и современно.
Бывало и так, что прототипы отличались от будущих серийных машин совсем незначительно. Такими, например, были опытные образцы ГАЗ-М20 «Победа», «Волги» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, ВАЗ-2108 и ВАЗ-2123 (впоследствии ставший Chevrolet Niva). Вероятно при проектировании этих автомобилей уже изначально были понятны задачи и конструкторы имели на руках более четкое техзадание.
Это, конечно, более эффективно с точки зрения производственных затрат, чем долгие «творческие поиски» дизайнеров и инженеров. С другой стороны, мы бы не увидели множество интересных и перспективных разработок, и автомобильная история была куда беднее.
Фото zr.ru