Малоизвестные факты о «Запорожце»: о некоторых не знают даже поклонники модели

Автор: Дмитрий Крылосов

«Запорожец» является по-настоящему легендарной советской моделью и имеет очень любопытную историю, богатую на различные интересные факты. Некоторые из них широко известны, в то время как о других знают лишь немногие.

Изначально модель была «Москвичом»

Мало кто знает, но история «Запорожца» началась на ныне закрывшемся автозаводе МЗМА. Именно здесь и была разработана первая версия легендарной малолитражки, причем называлась она «Москвич-444».

Москвич-444

Пройдя серию испытаний и дополнительную модернизацию, автомобиль переименовали в «Москвич-965» и затем отправили вместе со всей проектной документацией на Запорожский автозавод, где ему уже и присвоили имя «Запорожец».

Неизвестный концепт от НАМИ

НАМИ А50 Белка

Интересно, что в процессе разработки модели Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) предложил собственную версию автомобиля, которая разительно отличалась от хорошо знакомого нам «Запорожца».

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Разработана она была на базе упомянутого «Москвича-444» и имела футуристичный дизайн экстерьера. Концепт получил двухцилиндровый двигатель М-72 и был представлен руководству завода в 1958 году. Однако в серию его запускать отказались, якобы по причине плохой управляемости.

На службе военных

Одними из первых крупную партию модели заказали советские военные, нуждавшиеся в неприхотливых машинах для переброски боеприпасов и вывоза раненных. Естественно, армейская модификация отличалась от гражданской. В частности, у такого авто было идеально ровное днище и воздушное охлаждение.

«Запорожец» в кузове пикап

Запорожец пикап

За годы производства у советской модели было немало различных исполнений. К примеру, малолитражка предлагалась и в виде полноценного пикапа, правда последний серийно все же не выпускался.

Грузовички на заводе собирали из отбракованных кузовов. Такие машины колесили непосредственно по территории предприятия, развозя по цехам негабаритные детали.

Спорткар на базе «Запорожца»

Спортивный Запорожец

Да, такой действительно был, причем построили его на базе ЗАЗ-965. Проект удался на славу, и с точки зрения дизайна модификацию можно смело назвать одним из красивейших спорткаров в истории СССР.

Любопытно, что в процессе создания машины использовались передовые по тем временам материалы, за счет чего конструкцию исходного четырехместного купе удалось облегчить до 500 кг.

Выпускали спорткар с 1963 по 1969 гг, но не серийно. Всего было собрано лишь шесть таких машин, которые достались непосредственно разработчикам модификации — инженерам, конструкторам и художникам.

Наличие автономного отопителя

Автономный отопитель

Далеко не все знают, но в свое время «Запорожец» комплектовался автономным бензиновым отопителем, который можно было включить, не заводя при этом двигатель. Такая печка отличалась высокой надежностью, ремонтопригодностью и эффективностью.

Модель была представлена и в Западной Европе

Запорожец в Европе

«Запорожцы» были востребованы не только на просторах СССР, но и за его пределами. В частности, малолитражку продавали и в Западной Европе, причем посредниками выступали бельгийская и финская компании.

Ежегодно на экспорт шло порядка 5 000 экземпляров, что по тем временам было очень даже неплохо. Успеху советской малолитражки за границей во многом способствовала ее низкая цена: в 1960-ых она стоила всего 1 800 руб.

Плюс «Запорожец» был крайне неприхотлив. Его можно было заправлять бензином любого качества, при этом потреблял он всего 5,9 л/100 км. Автомобиль комплектовался не требующими замены многоразовыми топливными фильтрами и имел куда более высокую проходимость чем «Жигули» или «Москвичи».

У модели имеется большая база поклонников

Клуб любителей Запорожцев

Клубы любителей «Запорожцев» есть не только в Украине, но и в России и Беларуси. Они регулярно проводят встречи и даже соревнования, причем в местах сбора иногда можно увидеть десятки хорошо сохранившихся советских малолитражек.

Читайте также: Почему именно «Шишига»: интересные факты про грузовик ГАЗ-66

Фото obozrevatel.com, drive2.ru, fishki.net, nashi-avto.ru


Наш Telegram