Самосвал с невероятными колесами и расходом 267 литров на сотню: для чего его создали?

Автор: Владислав Папулов

Еще с царских времен в Крыму, в районе озера Сасык-Сиваш, добывали соль. При советской власти здесь организовали довольно крупное предприятие, в лучшие свои годы снабжавшее множество регионов юга СССР. Однако добыча на солепромысле осложнялась довольно сложным грунтом.

Дело было в глубоком слое ила. Сверху он затвердевал, образуя уплотненную поверхность. Но эта «корочка» быстро разрушалась под нагрузкой шин обычных грузовиков и даже гусениц бульдозеров.

НАМИ-0143-СХЗ

В результате вывоз соли от комбайнов осуществлялся вагонетками по узкоколейной железной дороге, которую приходилось каждый раз перекладывать вручную при переходе комбайна на новое место добычи. За помощью обратились к НАМИ, и к началу 70-х институт разработал уникальный тягач НАМИ-0143-СХЗ.

НАМИ-0143-СХЗ представлял собой построенный на базе грузовика Урал-375Д самосвал на огромных пневмокатках, специально изготовленных Ярославским шинным заводом. Катки эти имели ширину больше метра, из-за чего самосвал пришлось сделать со специальной сочлененной рамой — только с ее помощью он мог поворачивать.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

НАМИ-0143-СХЗ

Благодаря пневмошинам, давление на грунт даже полностью загруженного грузовика было минимальным, он мог много раз проходить по одной и той же колее и при этом не повреждать тонкую поверхность уплотненного ила.

Кроме того, самосвал обладал просто феноменальной проходимостью — на испытаниях он смог застрять только с 18 попытки! Тягач длиной свыше 11м имел грузоподъемность в 8 тонн и мог передвигаться со скоростью до 45 км/ч.

Зиловский 7,0-литровый двигатель развивал 175 л.с., и с ним полностью загруженный автомобиль на особо трудных участках соледобычи потреблял до 267 литров бензина на 100 км. По грунтовке расход составлял около 132 л, а при езде без груза — падал до 95 л.

По итогам испытаний экономическая эффективность от такого транспортного средства имелась, однако наладить выпуск тягача ни на одном заводе не получилось. НАМИ-0143-СХЗ так и остался единственном экземпляре, тем не менее отработав на месторождении еще 15 лет. Дальнейшие же разработки в этой отрасли в итоге все же склонились к гусеничному транспорту.

НАМИ-0143-СХЗ

НАМИ-0143-СХЗ

Фото autowp.ru и Основные средства

Читайте также: Berliet T100: история огромного грузовика массой 59 тонн и расходом 640 литров на сотню


Наш Telegram