DeLorean DMC-12: история создания легендарного авто из «Назад в будущее»

Автор: Дмитрий Крылосов

В 1975 году Джон Делореан основал компанию своего имени — DeLorean. Она была создана для «выпуска идеальных спорткаров». Первая и по факту единственная модель фирмы получила название «DMC-12».

По словам режиссера Джордана Ливингстона, снявшего документальный фильм о Делореане, машина задумывалась «лучшей во всем: самой стильной, самой экологичной, лучшей по соотношению цена и качество и самой безопасной».

История Delorean DMC-12

Впрочем, сам Делореан также называл ее машиной для «богатых озабоченных холостяков» (и позже даже открыл предзаказ на версию, покрытую 24-каратным золотом).

Для создания DMC-12 был нанят итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро, который работал с Lotus, Ferrari и Alfa Romeo. Тот использовал концепцию, которую ранее разработал для Porsche.

С его подачи автомобиль получил стальной клиновидный кузов и двери типа «крыло чайки». Они были не только красивыми, но и, по утверждениям Делореана, безопаснее.

В автомобиль установили двигатель PRV мощностью 130 лошадиных сил — совместная разработка Peugeot, Renault и Volvo. Спорткар получил название DMC-12, потому что изначально должен был стоить 12 000 долларов. С учетом инфляции сейчас бы ценник составил более $50 000 (около 3,0 млн рублей).

Автомобильные журналисты хвалили концепцию, но сомневались в финансовой устойчивости проекта, считая, что через несколько лет компании придется добавить в линейку автомобили подешевле. Однако у Делореана не возникло проблем с поиском инвестиций.

Для открытия компании ему понадобилось $175 млн. Он взял кредит в Bank of America, привлек средства частных инвесторов, в том числе звезд: комик Джонни Карсон вложил $1,5 млн. Также он начал продавать акции компании дилерским центрам, которые планировали торговать его машинами.

История Delorean DMC-12

Любопытно, что компания открыла производство не в США, а в Северной Ирландии — в городке под Белфастом, где уровень безработицы доходил до 30%. Поэтому DeLorean получил финансовую помощь от властей Великобритании — 100 млн фунтов.

Собранные деньги быстро кончились — не в последнюю очередь потому, что Делореан не отказался от привычного образа жизни. Он установил себе зарплату в $500 000 в год. К слову, состояние предпринимателя на 1982 год составляло $28 млн.

Прибыль оказалась ниже ожидаемой. По факту DMC-12 cтоил $26 000, что разом на $14 тыс больше, чем планировалось. Автомобиль также был на $8 000 дороже Chevrolet Corvette и дороже спорткаров от Porsche и Mazda.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

Кроме того, в 1981–1982 годах американская экономика переживала спад, поэтому план по продажам (а речь шла о 12 тысячах автомобилей) был выполнен только наполовину.

Наконец, первые клиенты остались недовольны плохой сборкой: из-за задержек производства компания сэкономила время на контроле качества, поэтому выпускала на рынок машины с браком. Двигатель при этом оказался слишком слабым.

В 1982 году у компании кончились деньги. 19 октября британские власти отправили в DeLorean требование: либо предоставить новые источники финансирования, либо начать процедуру банкротства.

История Delorean DMC-12

В тот же вечер Делореана арестовали. В попытке найти деньги он ввязался в схему по продаже наркотиков, заложив компанию в обмен на 24 килограмма кокаина. Оказалось, что сделку ему предложил не наркокартель, а информатор ФБР под прикрытием.

Вскоре DeLorean закрылась, успев произвести 9 000 автомобилей и продать всего 6 000 из них. По делу о кокаине Делореана оправдали. Ему удалось доказать, что он не собирался продавать наркотики, потому что представил в качестве залога не основную компанию, а компанию-пустышку без активов.

Впрочем, дело было не столько в том, что присяжные ему поверили, сколько в том, что простые американцы не любят, когда правительство подставляет собственных граждан. Так или иначе, после суда репутация бизнесмена была разрушена.

Вплоть до 1988 года тянулась процедура банкротства компании DeLorean Motors, в результате которой Делореан потерял все, что имел. Он умер в Нью-Йорке в 2005 году в возрасте 80 лет.

Что касается единственной модели компании, то она вовсе не оказалась всеми забыта. Знаменитый режиссер Роберт Земекис «пригласил» ее на одну из главных ролей в трилогии «Назад в будущее».

Конкурентов по кастингу у DMC-12 не было. Спорткар как нельзя лучше подходил для путешествий сквозь время благодаря своей футуристической внешности. К слову, киношный вариант автомобиля был создан одним из лучших постановщиков спецэффектов в Голливуде Кевином Пайком и дизайнером Роном Коббом.

История Delorean DMC-12

Вышедший в 1985 году на экраны первый фильм из грядущей трилогии всколыхнул интерес к DMC-12. Цена модели на вторичном рынке сразу же взлетела вверх и остается высокой до сих пор.

В две тысячи восьмом техасская фирма Delorean Motor Company, купившая права на марку, возобновила производство автомобиля в количестве 20 единиц в год. До этого она лишь обеспечивала владельцев запчастями и восстанавливала старые модели.

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

История Delorean DMC-12

Источники: VC.ru и TechInsider.ru


Наш Telegram