Opel GT Diesel Rekordwagen: история сумасшедшего прототипа из семидесятых

Очень редким автомобилям везет так же, как концепт-кару Opel GT. Он появился на свет простым упражнением в дизайне, затем неожиданно стал серийным, а после превратился еще и в уникальный рекордный автомобиль, который открыл новую страницу истории Опель. Модель Opel GT Diesel Rekordwagen — знаковый, но незаслуженно забытый автомобиль из 1970-х.

Спортивный GT в своё время перевернул представление об автомобилях Opel

Вы не поверите, но 60 лет назад Опели были не такими как сегодня. Не только по технике, что вполне естественно, — речь про дизайн: к середине 1960-х фирма из Рюссельсхайма завладела монопольными правами на самый унылый дизайн среди немецких автомобильных брендов. Даже наблюдение за сохнущей краской на заборе казалось делом более увлекательным, нежели изучение модельной гаммы марки.

Opel GT Diesel Rekordwagen

И вдруг в 1965-м посреди серой посредственности «олимпий», «капитанов» и «рекордов» громом среди ясного неба прогремел двухдверный Opel GT. Яркий, стильный, спортивный — эдакий Chevrolet Corvette в миниатюре. И он не был случайностью или ошибкой.

Унылый дизайнерский статус немецкого филиала заметили даже в Детройте. В спасительную операцию руководство General Motors отрядило Анатоля Лапина — русско-немецкого эмигранта и будущего шеф-дизайнера Porsche. Именно Анатолий Федорович устроил встряску в болоте Рюссельсхайма. И классный GT на деле показал, что, оказывается, и «Опель» умеет в дизайн.

Opel GT гнался за лидерами с дизельными моторами

Из яркого концепта, наделавшего шороху на Парижском автосалоне 1965 года, Opel GT Experimental через три года превратится в серийное купе — один из самых красивых и ценных автомобилей Опель за всю историю марки. Но хорош он был не только дизайном.

В начале 1970-х в Рюссельсхайме вплотную заинтересовались перспективами дизельных моделей. В ту пору моторами на «тяжелом топливе» для легковушек серьезно занимались только две фирмы — Mercedes-Benz и Peugeot. В Opel очень захотели стать третьими.

Opel GT Diesel Rekordwagen

На базе серии бензиновых двигателей серии CIH (Cam in Head — распредвал в головке блока) была разработана рядная дизельная «четверка». При рабочем объеме 2,1 литра и благодаря топливной аппаратуре Bosch, обеспечивающей давление впрыска в 22 атмосферы, первый дизельный мотор Opel развивал 60 л.с. и 120 Нм.

Чтобы хорошенько прорекламировать все еще диковинный для большинства потребителей двигатель, возможности дизеля решили продемонстрировать на гоночной трассе.

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Идею немцы подсмотрели у французов

Ничего нового в Рюссельсхайме не придумали: еще в середине 1960-х ровно тем же занимались французы из Peugeot. Они установили дизельный мотор на шасси доработанной 404-й модели и отправили его наматывать круги на полигоне в Монлери. А потом запихивали рекордные цифры в каждое рекламное объявление.

В век интернета и смартфонов подобное решение Опеля наверняка встретило бы шквал неадекватной реакции в Сети и обвинений в копировании. Тогда же все было по-другому. К началу 1970-х о подвигах дизельного рекордного купе Peugeot уже стали забывать, да и с точки зрения дизайна прототип Opel был совершенно другим.

Серийный Opel GT

За основу будущего рекордсмена взяли серийный Opel GT. И не проявили к его дизайну ни малейшего пиетета. Стойки крыши и саму крышу без жалости срезали. Шасси усилили трубчатой рамой, а сверху конструкцию накрыли пластиковой панелью с фонарем кабины из плексигласа.

С агрессивного, но милого личика GT исчезли харизматичные поворотные фары. Их заменили стоковым головным светом от седана «Аскона-А» — рекордные заезды продолжаются сутки напролет. Любители классических «Опелей» вообще найдут в конструкции «рекордвагена» много знакомого.

Четырехступенчатая механика, например, от модели Коммодоре, рулевое колесо от Манты-GT/E, рычаг переключения передач «асконовский», ключ зажигания подошел бы и Кадету-B. Самое же интересное, естественно, скрывалось под капотом.

Помимо серийных компонентов, в конструкции GT Diesel были и уникальные решения

К серийному атмосферному 2,1-литровому дизелю прикрутили турбонагнетатель фирмы Eberspächer. Своими размерами он явно выдавал свое грузовое происхождение и повышал отдачу на фантастические 35 лошадей — то есть более чем на 50 процентов!

Opel GT Diesel Rekordwagen

Огромное внимание уделили системе охлаждения — вопросу жизни и смерти для рекордного автомобиля. Помимо увеличенного объема картера появился дополнительный масляный радиатор и даже элементы активной аэродинамики. С места водителя можно было активировать заслонки, направляющие дополнительный поток воздуха к системе охлаждения двигателя и коробки передач.

Собственно, поэтому температура охлаждающей жидкости и обороты двигателя стали главными приборами в узком кокпите «рекордвагена». О такой мелочи, как спидометр, никто даже не побеспокоился.

Opel GT Diesel Rekordwagen

Хотя расчетная максимальная скорость рекордного купе и не была особо рекордной. В Opel ожидали 195–200 км/ч. Немногим быстрее стокового бензинового GT, который выжимал 185 км/ч. Впрочем, целью была не максимальная, а средняя скорость.

Он побил целую кучу рекордов, но был максимально неудобным

В июне 1972-го Opel GT Diesel Rekordwagen принял главный старт в своей жизни. На фирменном испытательном полигоне в Дуденхофене дизелек пробежал два с хвостиком 24-часовых Ле-Мана за один присест!

Opel GT Diesel Rekordwagen

Поучаствовать в рекордном заезде, помимо профессиональных пилотов Джорджио Пианты и Анри Гредэ, бельгийского журналиста и джентльмен-драйвера Пола Фрера, а также спортивного шефа немецкого автоклуба ADAC Йохаима Шпрингера, позвали раллисток — француженку Мари-Клод Бомон и шведку Сильвию Эстерберг.

Кроме сравнительной неизвестности в широких гоночных кругах всех объединял небольшой рост. Иначе уместиться в тесном кокпите «Опеля», между трубами каркаса безопасности и 85-литровым топливным баком не представлялось возможным.

Opel GT Diesel Rekordwagen

Комфорта пилотам не добавлял и прозрачный купол крыши. Несмотря на солнцеотражающее зеленое покрытие фонаря, внутри, по воспоминаниям участников процесса, было жарко как в аду. Кондиционер рекордвагену, конечно, не полагался. Каждая смена длилась не менее 500 километров — примерно столько дизельный «джи-ти» проезжал на баке солярки.

Тем не менее миссия была успешно выполнена. За 50 с лишним часов на трассе Opel установил два мировых и пару десятков международных рекордов для дизельных автомобилей.

Opel GT Diesel Rekordwagen

В частности, удалось обновить достижения прохождения дистанции в 10, 100, 500, 1000 и 10 тысяч километров. Средняя скорость при этом составила 190,88 км/ч, а максимальная — 197,498 км/ч.

«Рекордваген» заслужил роскошную старость

Три дня в июне 1972-го — главное и единственное серьезное испытание в карьере дизельного GT. Машина оправдала расчеты создателей: установленные рекорды помогли успешному запуску линейки легковых дизельных Опелей. Сам же рекордсмен заслужил статус пенсионера федеративного значения и пожизненное место в фирменном музее Opel.

По сей день Opel GT Diesel Rekordwagen сохраняет отличную форму и полную боеспособность. Машина регулярно выезжает на исторические фестивали, ее берут на тест журналисты, а иногда дизельный старичок выходит даже на старт классических гонок. Всем бы на пенсии быть таким бодрячком!

Opel GT Diesel Rekordwagen

Источник: Auto.ru


Наш Telegram


Популярные материалы