Очень редким автомобилям везет так же, как концепт-кару Opel GT. Он появился на свет простым упражнением в дизайне, затем неожиданно стал серийным, а после превратился еще и в уникальный рекордный автомобиль, который открыл новую страницу истории Опель. Модель Opel GT Diesel Rekordwagen — знаковый, но незаслуженно забытый автомобиль из 1970-х.
Спортивный GT в своё время перевернул представление об автомобилях Opel
Вы не поверите, но 60 лет назад Опели были не такими как сегодня. Не только по технике, что вполне естественно, — речь про дизайн: к середине 1960-х фирма из Рюссельсхайма завладела монопольными правами на самый унылый дизайн среди немецких автомобильных брендов. Даже наблюдение за сохнущей краской на заборе казалось делом более увлекательным, нежели изучение модельной гаммы марки.
И вдруг в 1965-м посреди серой посредственности «олимпий», «капитанов» и «рекордов» громом среди ясного неба прогремел двухдверный Opel GT. Яркий, стильный, спортивный — эдакий Chevrolet Corvette в миниатюре. И он не был случайностью или ошибкой.
Унылый дизайнерский статус немецкого филиала заметили даже в Детройте. В спасительную операцию руководство General Motors отрядило Анатоля Лапина — русско-немецкого эмигранта и будущего шеф-дизайнера Porsche. Именно Анатолий Федорович устроил встряску в болоте Рюссельсхайма. И классный GT на деле показал, что, оказывается, и «Опель» умеет в дизайн.
Opel GT гнался за лидерами с дизельными моторами
Из яркого концепта, наделавшего шороху на Парижском автосалоне 1965 года, Opel GT Experimental через три года превратится в серийное купе — один из самых красивых и ценных автомобилей Опель за всю историю марки. Но хорош он был не только дизайном.
В начале 1970-х в Рюссельсхайме вплотную заинтересовались перспективами дизельных моделей. В ту пору моторами на «тяжелом топливе» для легковушек серьезно занимались только две фирмы — Mercedes-Benz и Peugeot. В Opel очень захотели стать третьими.
На базе серии бензиновых двигателей серии CIH (Cam in Head — распредвал в головке блока) была разработана рядная дизельная «четверка». При рабочем объеме 2,1 литра и благодаря топливной аппаратуре Bosch, обеспечивающей давление впрыска в 22 атмосферы, первый дизельный мотор Opel развивал 60 л.с. и 120 Нм.
Чтобы хорошенько прорекламировать все еще диковинный для большинства потребителей двигатель, возможности дизеля решили продемонстрировать на гоночной трассе.
Идею немцы подсмотрели у французов
Ничего нового в Рюссельсхайме не придумали: еще в середине 1960-х ровно тем же занимались французы из Peugeot. Они установили дизельный мотор на шасси доработанной 404-й модели и отправили его наматывать круги на полигоне в Монлери. А потом запихивали рекордные цифры в каждое рекламное объявление.
В век интернета и смартфонов подобное решение Опеля наверняка встретило бы шквал неадекватной реакции в Сети и обвинений в копировании. Тогда же все было по-другому. К началу 1970-х о подвигах дизельного рекордного купе Peugeot уже стали забывать, да и с точки зрения дизайна прототип Opel был совершенно другим.
За основу будущего рекордсмена взяли серийный Opel GT. И не проявили к его дизайну ни малейшего пиетета. Стойки крыши и саму крышу без жалости срезали. Шасси усилили трубчатой рамой, а сверху конструкцию накрыли пластиковой панелью с фонарем кабины из плексигласа.
С агрессивного, но милого личика GT исчезли харизматичные поворотные фары. Их заменили стоковым головным светом от седана «Аскона-А» — рекордные заезды продолжаются сутки напролет. Любители классических «Опелей» вообще найдут в конструкции «рекордвагена» много знакомого.
Четырехступенчатая механика, например, от модели Коммодоре, рулевое колесо от Манты-GT/E, рычаг переключения передач «асконовский», ключ зажигания подошел бы и Кадету-B. Самое же интересное, естественно, скрывалось под капотом.
Помимо серийных компонентов, в конструкции GT Diesel были и уникальные решения
К серийному атмосферному 2,1-литровому дизелю прикрутили турбонагнетатель фирмы Eberspächer. Своими размерами он явно выдавал свое грузовое происхождение и повышал отдачу на фантастические 35 лошадей — то есть более чем на 50 процентов!
Огромное внимание уделили системе охлаждения — вопросу жизни и смерти для рекордного автомобиля. Помимо увеличенного объема картера появился дополнительный масляный радиатор и даже элементы активной аэродинамики. С места водителя можно было активировать заслонки, направляющие дополнительный поток воздуха к системе охлаждения двигателя и коробки передач.
Собственно, поэтому температура охлаждающей жидкости и обороты двигателя стали главными приборами в узком кокпите «рекордвагена». О такой мелочи, как спидометр, никто даже не побеспокоился.
Хотя расчетная максимальная скорость рекордного купе и не была особо рекордной. В Opel ожидали 195–200 км/ч. Немногим быстрее стокового бензинового GT, который выжимал 185 км/ч. Впрочем, целью была не максимальная, а средняя скорость.
Он побил целую кучу рекордов, но был максимально неудобным
В июне 1972-го Opel GT Diesel Rekordwagen принял главный старт в своей жизни. На фирменном испытательном полигоне в Дуденхофене дизелек пробежал два с хвостиком 24-часовых Ле-Мана за один присест!
Поучаствовать в рекордном заезде, помимо профессиональных пилотов Джорджио Пианты и Анри Гредэ, бельгийского журналиста и джентльмен-драйвера Пола Фрера, а также спортивного шефа немецкого автоклуба ADAC Йохаима Шпрингера, позвали раллисток — француженку Мари-Клод Бомон и шведку Сильвию Эстерберг.
Кроме сравнительной неизвестности в широких гоночных кругах всех объединял небольшой рост. Иначе уместиться в тесном кокпите «Опеля», между трубами каркаса безопасности и 85-литровым топливным баком не представлялось возможным.
Комфорта пилотам не добавлял и прозрачный купол крыши. Несмотря на солнцеотражающее зеленое покрытие фонаря, внутри, по воспоминаниям участников процесса, было жарко как в аду. Кондиционер рекордвагену, конечно, не полагался. Каждая смена длилась не менее 500 километров — примерно столько дизельный «джи-ти» проезжал на баке солярки.
Тем не менее миссия была успешно выполнена. За 50 с лишним часов на трассе Opel установил два мировых и пару десятков международных рекордов для дизельных автомобилей.
В частности, удалось обновить достижения прохождения дистанции в 10, 100, 500, 1000 и 10 тысяч километров. Средняя скорость при этом составила 190,88 км/ч, а максимальная — 197,498 км/ч.
«Рекордваген» заслужил роскошную старость
Три дня в июне 1972-го — главное и единственное серьезное испытание в карьере дизельного GT. Машина оправдала расчеты создателей: установленные рекорды помогли успешному запуску линейки легковых дизельных Опелей. Сам же рекордсмен заслужил статус пенсионера федеративного значения и пожизненное место в фирменном музее Opel.
По сей день Opel GT Diesel Rekordwagen сохраняет отличную форму и полную боеспособность. Машина регулярно выезжает на исторические фестивали, ее берут на тест журналисты, а иногда дизельный старичок выходит даже на старт классических гонок. Всем бы на пенсии быть таким бодрячком!
Источник: Auto.ru