Единственный в своем роде автомобиль Yalta-1000: «Запорожец» с двигателем Renault

В конце 60-х отечественный автопром еще был на коне. Строился ультрасовременный АвтоВАЗ, неплохо продавались «Волги», а «Москвичи» хватали победы на соревнованиях по ралли. Более чем в 20 стран мира поставляли и дешевенькие «Запорожцы».

Как и прочим моделями СССР для зарубежного рынка, «Запорожцам» придумывались «особые версии». От стандартных местных они обычно отличались измененными внешними деталями или отделкой. Но встречались и весьма интересные модификации, как например вот этот экземпляр с Брюссельской автомобильной выставки 1968 года, известный как Yalta-1000.

Yalta-1000

«Yalta выглядит аналогично (базовым экспортным моделям 966 и 966B — прим.ред), в ее основе та же самая конструкция, за исключением разницы в отделке, но оснащаются двигателем Renault объемом 986 куб. см.» — пишет журнал Autocar от 4 июля 1968 года.

Французский мотор располагался в том же месте, что и штатный (сзади) и вращал задние колеса при помощи стандартных качающихся полуосей. Главным же отличием двигателя Renault являлось жидкостное охлаждение, а не воздушное, как на всех остальных «Запорожцах».

Yalta-1000

Yalta-1000 планировали выпускать в Бельгии на мощностях известного импортера советских автомобилей «S.A. Scaldia-Volga». Журнал «The Engineer», описывая Ялту на Бельгийской выставке 1968 года описывает некие договоренности «Скалдии» c Рено на поставку двигателей R8 как раз для новой модели.

Но в серию машина так и не пошла. В 1969 году в Мелитополе наладили выпуск двигателей МеМЗ-968, а на амстердамской выставке того же года экспортные «Запорожцы» уже были представлены, как ZAZ-1200 V4.

Как подготовить машину к зиме ❄️

Yalta-1000

Причины, по которым S.A. Scaldia-Volga не стала выпускать в производство Yalta-1000 неизвестны. Скорее всего объем доработок в автомобиле, изначально созданном под мотор с воздушным охлаждением, а также запуск его в производство, оказался неподъемным делом для бельгийского дилера.

Достоверно известно лишь об одном выпущенном экземпляре «Ялты», доставшейся, скорее всего, одному из сотрудников «Скалдии». В 70-х годах эта машина находилась в эксплуатации в Бельгии. Сегодня нам остается лишь полюбоваться парочкой сканов с рекламных брошюр, да фотографиями с Бельгийской выставки 1968 года.

Yalta-1000


Наш Telegram