Любопытные факты про легендарный ВАЗ-2101: в этом году «копейке» стукнуло 50 лет

В этом году легендарная вазовская «копейка» отмечает юбилей — 50 лет прошло с момента выпуска первых товарных машин. А двадцатью годами ранее ВАЗ-2101 был признан лучшим отечественным автомобилем XX века.

Даже сегодня этот автомобиль, выпущенный тиражом в почти пять миллионов экземпляров, можно встретить во всех уголках планеты, хотя последние экземпляры сошли с конвейера более 30 лет назад. Ниже предлагаем вспомнить несколько интересных фактов про эту машину.

ВАЗ-2101

Изначально ВАЗ-2101 планировался как копия Fiat-124, удостоенного почетного титула «Автомобиль 1966 года». Однако после суровых испытаний в отечественных условиях машина попала к советским инженерам, которые оказались не слишком довольны исходником, в конструкцию которого в итоге ыло внесено более 800 изменений.

Например, они отправили на помойку устаревший нижневальный двигатель и поменяли нежные задние дисковые тормоза на барабаны. Но не только иностранный авто адаптировали к нашим реалиям — отечественная промышленность тоже к нему привыкала. В частности, специально для «Копейки» советская нефтеперерабатывающая отрасль разработала новый тип моторного масла.

Fiat-124 и ВАЗ-2101

По сравнению со многими отечественными автомобилями того времени «копейка» обладала куда более тонким металлом. Если на «Волгах» и «Москвичах» толщина кузовного металла обычно составляла 1 мм, то на «Жигулях» этот показатель равнялся 0.8 мм. Первое время владельцы относились к этому факту настороженно, однако быстро выяснилось, что коррозионная стойкость «копеек» ничуть не хуже, чем у прочей продукции отечественного автопрома.

К слову, стоили «Жигули» отнюдь не дешево — в отечественном ассортименте легковушек они уступали в цене разве что «Волгам» и «Чайкам». В 1970 году, при поступлении в продажу, ВАЗ-2101 стоил 5 620 руб, что было сопоставимо с «Волгой» первого поколения ГАЗ-21 (как раз в том году снятой с производства) и относительно еще свежим «Москвичом» 408 модели, в тот момент находившемся на пике популярности (он стоил на тысячу дешевле).

ВАЗ-2101 на конвейере

Запуск Волжского автозавода стал весьма успешным проектом советского руководства. Более 10 лет со старта производства на модель сохранялся бешеный спрос не только в СССР (где новый автомобиль в принципе был дефицитом), но и за границей.

Более того, на агрегатной основе «копейки» было впоследствии создано несколько семейств похожих автомобилей (до ВАЗ-2107), продержавшихся на конвеере до конца нулевых, а суммарный выпуск всего классического семейства составляет около 15 млн. экземпляров.

Как подготовить машину к зиме ❄️

Кадр из фильма Копейка

«Копейка» — один из немногих автомобилей удостоившийся чести сняться в главной роли в художественном фильме. Одноименная трагикомедия Ивана Дыховичного повествует о истории машины, за 30 лет сменившей множество владельцев. Член политбюро, ученый-диссидент и пенсионер — кто только не побывал за рулем неказистых «Жигулей». Несмотря на весь свой фарс и черный юмор, эта комедия неплохо иллюстрирует отношение автомобиля и его хозяина.

Мало кто знает, но заводская раллийная команда Волжского автозавода изначально выступала на «Москвичах». Однако длилось это недолго — уже вскоре заводчане доказали что «копейка» тоже способна побеждать. В кроссовых гонках, на кольце, в ралли — везде «Жигули» за счет своей более совершенной конструкции достаточно быстро вытесняли из автоспорта привычную продукцию АЗЛК.

ВАЗ-2101 в ралли

Неплохо выступали ВАЗ-2101 и на международных профессиональных соревнованиях, а в любительских соревнованиях эти легендарные автомобили встречаются до сих пор. В 2010 году, к 40-летию марки, в Москве открылся памятник «копейке» — первый и пока единственный в своем роде.

На мраморном постаменте стоит ВАЗ-2101, покрытый бронзовой краской, и радует глаз водителей столицы, курсирующих по Волгоградскому проспекту. На церемонии открытия этого памятника весь постамент был усыпан однокопеечными монетами (уже, кстати, на тот момент ставшими редкостью). А еще в основание была заложена капсула с посланием для потомков. Вот, что там написано:

«Вам, живущим в ХХII веке, мы дарим в этом памятнике мечту миллионов водителей века ХХ-го. Хочется верить, что ваши автомобили уже летают и даже не требуют непосредственного участия в управлении самого водителя.

Наши автомобили для приведения в движение иногда требовали крепкого словца и кувалды, ваши, хочется верить — только компьютерной диагностики. Тем не менее, без «Копейки» не было бы ваших авто. Не забывайте об этом. Ваши автопредки. 07 июня 2010 г.»

Памятник копейке

ВАЗ-2101

ВАЗ-2101

Салон ВАЗ-2101

Читайте также: Легендарному ВАЗ-2107 исполнилось 40 лет: интересные факты из истории модели


Наш Telegram