В этом году легендарная вазовская «копейка» отмечает юбилей — 50 лет прошло с момента выпуска первых товарных машин. А двадцатью годами ранее ВАЗ-2101 был признан лучшим отечественным автомобилем XX века.
Даже сегодня этот автомобиль, выпущенный тиражом в почти пять миллионов экземпляров, можно встретить во всех уголках планеты, хотя последние экземпляры сошли с конвейера более 30 лет назад. Ниже предлагаем вспомнить несколько интересных фактов про эту машину.
Изначально ВАЗ-2101 планировался как копия Fiat-124, удостоенного почетного титула «Автомобиль 1966 года». Однако после суровых испытаний в отечественных условиях машина попала к советским инженерам, которые оказались не слишком довольны исходником, в конструкцию которого в итоге ыло внесено более 800 изменений.
Например, они отправили на помойку устаревший нижневальный двигатель и поменяли нежные задние дисковые тормоза на барабаны. Но не только иностранный авто адаптировали к нашим реалиям — отечественная промышленность тоже к нему привыкала. В частности, специально для «Копейки» советская нефтеперерабатывающая отрасль разработала новый тип моторного масла.
По сравнению со многими отечественными автомобилями того времени «копейка» обладала куда более тонким металлом. Если на «Волгах» и «Москвичах» толщина кузовного металла обычно составляла 1 мм, то на «Жигулях» этот показатель равнялся 0.8 мм. Первое время владельцы относились к этому факту настороженно, однако быстро выяснилось, что коррозионная стойкость «копеек» ничуть не хуже, чем у прочей продукции отечественного автопрома.
К слову, стоили «Жигули» отнюдь не дешево — в отечественном ассортименте легковушек они уступали в цене разве что «Волгам» и «Чайкам». В 1970 году, при поступлении в продажу, ВАЗ-2101 стоил 5 620 руб, что было сопоставимо с «Волгой» первого поколения ГАЗ-21 (как раз в том году снятой с производства) и относительно еще свежим «Москвичом» 408 модели, в тот момент находившемся на пике популярности (он стоил на тысячу дешевле).
Запуск Волжского автозавода стал весьма успешным проектом советского руководства. Более 10 лет со старта производства на модель сохранялся бешеный спрос не только в СССР (где новый автомобиль в принципе был дефицитом), но и за границей.
Более того, на агрегатной основе «копейки» было впоследствии создано несколько семейств похожих автомобилей (до ВАЗ-2107), продержавшихся на конвеере до конца нулевых, а суммарный выпуск всего классического семейства составляет около 15 млн. экземпляров.
«Копейка» — один из немногих автомобилей удостоившийся чести сняться в главной роли в художественном фильме. Одноименная трагикомедия Ивана Дыховичного повествует о истории машины, за 30 лет сменившей множество владельцев. Член политбюро, ученый-диссидент и пенсионер — кто только не побывал за рулем неказистых «Жигулей». Несмотря на весь свой фарс и черный юмор, эта комедия неплохо иллюстрирует отношение автомобиля и его хозяина.
Мало кто знает, но заводская раллийная команда Волжского автозавода изначально выступала на «Москвичах». Однако длилось это недолго — уже вскоре заводчане доказали что «копейка» тоже способна побеждать. В кроссовых гонках, на кольце, в ралли — везде «Жигули» за счет своей более совершенной конструкции достаточно быстро вытесняли из автоспорта привычную продукцию АЗЛК.
Неплохо выступали ВАЗ-2101 и на международных профессиональных соревнованиях, а в любительских соревнованиях эти легендарные автомобили встречаются до сих пор. В 2010 году, к 40-летию марки, в Москве открылся памятник «копейке» — первый и пока единственный в своем роде.
На мраморном постаменте стоит ВАЗ-2101, покрытый бронзовой краской, и радует глаз водителей столицы, курсирующих по Волгоградскому проспекту. На церемонии открытия этого памятника весь постамент был усыпан однокопеечными монетами (уже, кстати, на тот момент ставшими редкостью). А еще в основание была заложена капсула с посланием для потомков. Вот, что там написано:
«Вам, живущим в ХХII веке, мы дарим в этом памятнике мечту миллионов водителей века ХХ-го. Хочется верить, что ваши автомобили уже летают и даже не требуют непосредственного участия в управлении самого водителя.
Наши автомобили для приведения в движение иногда требовали крепкого словца и кувалды, ваши, хочется верить — только компьютерной диагностики. Тем не менее, без «Копейки» не было бы ваших авто. Не забывайте об этом. Ваши автопредки. 07 июня 2010 г.»