В последние годы все больше российских автомобилистов покупают новые автомобили с помощью системы trade-in, которая позволяет значительно сэкономить, параллельно избавившись от старой машины в максимально сжатые сроки.
В общем, схема эта очень полезная, но при этом даже она имеет определенные нюансы, «подводные камни» и риски, о которых лучше знать заранее.
Содержание:
Когда появился trade-in?
Система «trade-in» (с английского переводится как «отдавать что-либо в уплату») берет свое начало в США. Здесь автомобилестроители взяли ее на вооружение еще в конце XIX века, когда позволить себе приобрести новую машину могли немногие.
К слову, трейд-ин как раз и был придуман, чтобы привлечь внимание к автомобильной отрасли средний класс и стимулировать продажи новых автомобилей. Это у американцев получилось в полной мере, и по прошествии некоторого времени подобную систему стали использовать и в Европе.
Что касается России, то до нас «трейд-ин» добрался лишь в середине 1990-ых гг, то есть в весьма непростое для автомобильного рынка время. В те годы услуга была востребована лишь у людей при деньгах, но с тех пор ситуация кардинально изменилась.
Что же такое трейд-ин?
Это дилерская услуга, в рамках которой потенциальный покупатель может приобрести новую машину с существенной скидкой, сдав продавцу (автосалону) свой прежний авто.
Автомобилисту необходимо будет приехать в дилерский центр, специалисты которого проведут диагностику его нынешней машины. Затем ее оценят в определенную денежную сумму.
Если она устроит владельца, то с дилером подписывается договор купли-продажи б/у машины. Деньги на руки автомобилист при этом не получает — они идут в качестве скидки на приобретение новой машины в том же салоне.
Грубо говоря, в автосалон водитель приезжает на старом авто, а уезжает уже на новом. Оставленная машина с пробегом затем будет перепродана непосредственно силами дилера.
Преимущества трейд-ин
Главное достоинство такой схемы заключается в том, что автомобилист избавлен от необходимости самостоятельно продавать свою старую машину. Как никак, а процесс этот достаточно длительный и муторный.
Чтобы продать свой авто самостоятельно, нужно сперва разместить объявление с фотографиями на одной или сразу нескольких онлайн-площадках, а затем принимать звонки от заинтересованных лиц, встречаться с ними и показывать авто.
Многие потенциальные покупатели могут оказаться весьма неприятными личностями. Они будут придираться к любому имеющемуся дефекту, хамить и активно торговаться. Затем продавцу придется понервничать на этапе расчетов: иметь дело с «живыми» деньгами, когда сейчас на каждом углу полно мошенников — крайне опасно.
В случае с трейдин владелец просто оставляет свой старый авто дилеру. Ему не нужно делать предпродажную подготовку машины, да и ехать с покупателем в ГИБДД — тоже не придется.
Все это осуществляется на месте в автосалоне. Таким образом, автомобилист экономит немало свободного времени и нервов, которые он неизбежно потратил бы на поиск покупателя.
К тому же продажа поддержанной машины дилеру максимально безопасна в юридическом плане — вряд ли автосалон решит обмануть водителя на этапе оформления сделки купли-продажи.
Также к плюсам можно отнести тот факт, что по трейд-ин автовладелец может практически сразу пересесть со старой машины на новую. Это должно стать определяющим фактором в том случае, если человеку авто нужен для работы.
Недостатки трейд-ин
Главным недостатком трейд-ин является низкая оценочная стоимость сдаваемой машины. К примеру, если самостоятельно владелец мог бы продать свой б/у авто за условные 1 000 000 руб, то автосалон предложит ему около 800 000 руб, а то и меньше.
Это своеобразная плата за то, что дилер избавит владельца от всех проволочек, связанных с процессом продажи. К слову, в дальнейшем автосалон выставит эту машину на продажу и запросит за нее куда большие деньги. Таков бизнес, и с этим ничего не поделать.
Также при покупке нового авто через трейд-ин покупатель вынужден иметь дело с ограниченным ассортиментом: если он хочет сразу же уехать от дилера на новой машине, то выбирать ему придется из того, что есть в наличии.
Иначе говоря, в большинстве случаев покупатель не сможет взять авто нужного ему цвета и комплектации. Более того, некоторые дилеры могут пойти на хитрость и постараться навязать человеку определенную машину (например, с дорогими допами, нивелирующими размер полученной по трейд-ин скидки).
Требования к сдаваемому авто
В целом, дилеры особо не придираются к состоянию подержанной легковушки. Главное, чтобы она неплохо выглядела и была на ходу, то есть технически исправна.
А еще машина не должна быть слишком старой: автомобили в возрасте от 10 лет и старше практически никто по трейд-ин не берет. Также отказать могут и владельцам праворульных авто.
А вот проверке документов и юридической чистоте автомобиля уделяется более пристальное внимание (он не должен быть в залоге и на него не должны распространяться имущественные претензии третьих лиц).
К слову, на руках клиента должны быть следующие бумаги: ПТС, свидетельство о регистрации (СТС) и российский паспорт собственника (необходимо его личное присутсвие, в противном же случае понадобится нотариальная доверенность). Не лишним будет иметь документы о сервисном обслуживании.
Размер скидки по трейд-ин
Может варьироваться в очень широком диапазоне и напрямую зависит от того, какую именно подержанную машину покупатель сдает дилеру, а также в каком состоянии она находится.
В некоторых случаях автосалон может скинуть цену на новый авто всего на 10-50 тысяч рублей, а иногда — предоставить дисконт в добрые полмиллиона. Здесь многое зависит как раз от сдаваемой машины и ее состояния.
Процесс покупки авто через трейд-ин
Если вы решили воспользоваться данной схемой, то первым делом нужно определиться с дилером. Лучше всего выбрать один из автосалонов с официальным статусом, который торгует машинами какой-либо одной марки.
Если же связаться с мультибрендовым дилером, в шоу-руме которого бок о бок стоят российские Лады, китайские Чери и корейские Hyundai, то на какие-либо гарантии рассчитывать не стоит (такой автосалон может пересмотреть условия сделки прямо на ходу).
В идеале предварительно посетить сразу несколько шоу-румов, сделав у них предварительную оценку своего авто. Каждый из них может озвучить разную цену. Речь идет далеко не о финальном размере скидки — ее дилеры смогут озвучить только после более детальной диагностики.
Если одно из озвученных предложений вас заинтересует, то стоит разузнать об условиях сделки и выбрать тот или иной новый автомобиль. Возможно, приглянувшуюся вам машину придется заказывать и ждать.
А вот если в автосалоне имеется желаемая модель, но это экземпляр с дорогими допами, то можно попробовать договориться с дилером об их частичном или полном демонтаже.
Скорее всего, жадные продавцы вам откажут, но бываюи и такие автосалоны, которые дорожат каждым клиентом — они вполне могут пойти вам на встречу. Если же менеджеры упрутся, то просто закажите у них машину в нужной вам комплектации и по приемлемой цене, либо обратитесь в другой автосалон.
Заметим, что при заказе автомобиля следует убедиться, что за время ожидания условия сделки не изменятся — спустя некоторое время дилер вполне может пересмотреть оценочную стоимость вашей машины, а значит этот нюанс нужно заранее согласовать.
Если же у дилера имеется нужная вам новая модель, и вас все устраивает, то самое время «ударить по рукам». Здесь все достаточно просто: сначала составляется договор купли-продажи старой машины, а затем покупателю необходимо расплатиться за новую — ценник будет указан с учетом скидки.
Также стоит отметить, что автокредит при покупке автомобиля по трейд-ин тоже доступен. Так что если у клиента нет нужной суммы на руках, то он может смело взять рассрочку.
Подводные «камни» и риски трейд-ина
Некоторые недобросовестные дилеры пытаются навязать покупателю различные дополнительные условия. К примеру, автосалон может предложить водителю провести предпродажную подготовку или ремонт сдаваемой машины за его счет, обещая в дальнейшем компенсировать траты в виде увеличенной скидки на новую машину.
Соглашаться на это не стоит, так как с высокой долей вероятности это просто обман: дилер передаст машину с пробегом в «заинтересованный» сервис, а факт ее ремонта не будет подтвержден ничем.
Более того, в процессе «ремонта» состояние авто может даже ухудшиться, что в дальнейшем неизбежно приведет к снижению его оценочной стоимости. В результате автомобилист понесет дополнительные траты, да еще и получит скидку ниже планируемой.
Запомните, что нормальные дилеры всегда берут у клиента автомобиль «как есть», а затем проводят его ремонт и обслуживание непосредственно из своего кармана, не требуя за это с клиента денег.
А еще иногда покупателю вместо обмена по трейд-ин могут предложить помощь в продаже старой машины, то есть выставить ее на площадке автосалона за определенную плату. Менеджеры готовы пообещать, что таким образом владельцу удастся выручить за свой авто куда большую сумму.
Вот только при данном раскладе дилер сдерет с владельца деньги за предпродажную подготовку автомобиля и за аренду торговой площади, а также может потребовать комиссию за продажу и «квалифицированную помощь» в оформлении документов. В общем, ни о какой выгоде здесь речи быть не может.
Покупка поддержанного авто по трейд-ин
Заметим, что по трейд-ин можно приобрести не только новую машину, но и подержанную, которую ранее по этой же схеме сдал кто-то другой. Это может быть актуально, если покупатель стеснен в бюджете.
Правда, в этом случае он лишает себя эффектна новизны, так как по факту пересядет с одной б/у машины на другую. А еще при таком раскладе нужно быть внимательным. Сданные по трейд-ин автомобили у дилеров проходят предпродажную подготовку, но при этом их не ремонтируют.
Более того, в процессе оценки сдаваемой машины ее осматривают не так досконально, уделяя основное внимание проверке юридических документов. Это значит, что выставленная на продажу автосалоном «бэушка» вполне может иметь какие-либо «болячки», которые в дальнейшем придется устранять непосредственно покупателю.
Заключение / Полезный совет
Заметим, что после покупки старого авто у клиента дилер вряд ли будет утруждать себя его переоформлением на себя, а значит пока машина не будет перепродана — она по-прежнему будет числиться за старым хозяином, которому придется платить транспортный налог и возможные штрафы.
Однако этого можно избежать, если на этапе заключения договора купли-продажи заключить с автосалоном договор, в котором будут прописаны сроки реализации автомобиля или полномочия о прекращении дилером его регистрации. В этом случае вам придется оформить доверенность на эти действия.
При подписании данной бумаги автосалон возлагает на себя ответственность за дальнейшую продажу и переоформление машины на нового владельца. Если же спустя какое-то время на ваше имя придет штраф за старый авто, то вы сможете его оспорить в ГИБДД, показав договор купли-продажи.