История немецких автомобильных марок: от популярных до малоизвестных

Автор: Дмитрий Крылосов

Продукция немецкого автопрома пользуется высокой популярностью во всем мире вот уже на протяжении многих десятилетий. Прежде всего, водители любят машины из Германии за их надежность и практичность.

А еще автомобили немецких марок как правило считаются престижными. Это не случайно, так как большинство немецких автопроизводителей делают акцент как раз таки на премиум-сегменте (в какой-то мере это касается даже и «народный» Volkswagen).

В настоящий момент на рынке представлено более десятка различных немецких автомобильных брендов. Некоторые из них у всех на слуху, в то время как про существование других знает далеко не каждый.

Популярные бренды немецких автомобилей

Alpina

Год основания: 1965
Штаб-квартира: Бухлоэ, Германия
Основатель: Буркард Бовензипен
Последние новости Alpina
 

История компании Alpina началась в 1965 году. Ее основал Буркард Бовензипен, штаб-квартира фирмы расположилась в немецком городе Бухлоэ. Многие не считают Альпину полноценным автопроизводителем, так как с первого дня своего основания она занималась исключительно тюнингом, а именно выпуском модификаций на базе моделей BMW.

Изначально штат мастерской состоял всего из нескольких человек, но в настоящий момент там трудятся порядка двух сотен сотрудников, так что называть фирму рядовым тюнинг-ателье будет неправильно.

Основатель Alpina Буркард Бовензипен справа

Подход к разработке новых машин стал более комплексным, но при этом Alpina до сих пор работает исключительно с БМВ. К тому же с 2022 года фирма официально стала частью баварской компании, хотя независимость ей при этом удалось сохранить.

На родине в Германии автомобили марки пользуются достаточно высоким спросом. Так, в некоторых районах страны машины с шильдиком Альпина встречаются даже чаще, чем исходные БМВ.

Audi

Год основания: 1909
Штаб-квартира: Ингольштадт, Германия
Основатель: Август Хорьх
Модельный ряд Audi
 

Компания Audi была основана Августом Хорьхом в 1909 году в Ингольштадте (Бавария). Первый автомобиль новоиспеченной немецкой марки увидел свет в 1910-ом и получил маркировку «A».

Во время второй мировой войны заводы компании оказались разрушены, но затем она планомерно вышла из кризиса и с 1964 году стала частью концерна Volkswagen. При этом ключевой эпохой в становлении Ауди как ведущей немецкой марки авто являются восьмидесятые, когда фирма представила легендарную полноприводную модель Quattro.

Штаб-квартира Audi

Электромобили Ауди

В настоящий момент Audi является одним из ведущих автопроизводителей не только Германии, но и во всем мире. Фирма выпускает целый ряд разнообразных моделей, начиная от компактный городских хэтчбеков и заканчивая «заряженными» кроссоверами и суперкарами.

Продукция премиальной марки широко востребована не только в Европе, но и в других регионах. В частности, компании удалось застолбить за собой место под солнцем даже на конкурентном китайском рынке.

BMW

Год основания: 1913
Штаб-квартира: Мюнхен, Германия
Основатели: Карл Фридрих Рапп и Франц Йозеф Попп
Модельный ряд BMW
 

История BMW берет начало в 1913 году, когда Карл Фридрих Рапп основал в Мюнхене небольшую фирму Rapp-Motorenwerke GmbH. Она занималась выпуском авиационных двигателей, а в 1917-ом была переименована в «Bayerische Motoren Werke GmbH».

Иначе говоря, нынешнее наименование крупнейшего баварского автопроизводителя является аббревиатурой, которая как раз происходит от названия старой фирмы.

Штаб-квартира BMW

Автомобили BMW

Интересно, что первой успешной моделью BMW был вовсе не автомобиль, а мотоцикл Motorrad R 32. А вот пробовать себя в автомобилестроении немцы стали начиная с 1928 года, когда был приобретен завод в Айзенахе.

В истории БМВ немало взлетов и падений, но в последние десятилетия компания прочно стоит на ногах, а ее продукция (как немецкие автомобили, так и мотоциклы) пользуются спросом во многих странах мира.

Помимо нескольких заводов в Германии, фирма владеет производственными площадками в Австрии, Бразилии, Великобритании, Мексике, США, Индии и Таиланде. Есть в ее активах и три совместных предприятия в Китае.

Mercedes-Benz

Год основания: 1926
Штаб-квартира: Штутгарт, Германия
Основатели: Карл Бенц и Готлиб Даймлер
Модельный ряд Mercedes
 

Еще в 1890 году Готлиб Даймлер основал торговую марку Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) и решил выпускать автомобили «Mercedes». Название марки было взято не с «потолка» — такое прозвище было у дочери австрийского бизнесмена Эмиля Еллинека, который активно интересовался автомобилестроением.

В 1901-ом был выпущен первый Mercedes — модель 35 HP. Что касается приставки «Benz», то она появилась лишь в 1926 году в результате слияния компании Daimler с фирмой Benz&Cie, основанной в 1883 году Карлом Бенцем.

Штаб-квартира Mercedes

Автомобили Mercedes-Benz

Объединенный концерн назвали «Daimler-Benz AG», а его первым руководителем стал выдающийся немецкий конструктор Фердинанд Порше, который в дальнейшем открыл собственную компанию Porsche.

Практически со дня своего основания под брендом Mercedes-Benz выпускаются премиальные автомобили самых различных классов. В настоящий момент в продуктовой линейке компании значатся седаны, купе, универсалы, кроссоверы, внедорожники, минивэны, спорткары и суперкары, плюс активно растет линейка немецких электромобилей.

Одними легковушками дело не ограничивается — компания имеет отдельное подразделение, занимающееся выпуском различного коммерческого автотранспорта (в том числе магистральными и строительными тягачами).

Porsche

Год основания: 1931
Штаб-квартира: Штутгарт, Германия
Основатель: Фердинанд Порше
Модельный ряд Porsche
 

Компания Porsche имеет безупречную репутацию и почти все выпущенные ею модели со временем становятся легендарными. История фирмы началась в 1931 году — ее основал упомянутый выше Фердинанд Порше.

Интересно, что первый автомобиль марки (Porsche 356) был выпущен лишь после Второй мировой войны. Это связано с тем, что первые годы компания преимущественно занималась консалтингом, а сам Фердинанд Порше трудился на Volkswagen и приложил руку к созданию легендарного «Жука» (VW Beetle).

Офис компании Porsche

В 1961-ом фирма представила свою главную в истории модель — спорткар Porsche 911. Впрочем, изначально немцы планировали продавать ее под индексом «901», но оказалось, что он уже запатентован французами из Пежо, так что в названии вместо нуля добавили единичку.

На рынке двухдверка имела огромный успех, и все ее последующие генерации также пользовались высоким спросом. В настоящий момент в строю уже восьмое поколение «девятьсот одиннадцатого».

Эволюция Porsche 911

Хотя компания Porsche в мире известна прежде всего как производитель немецких спорткаров, однако в современном модельном ряду марки представлены и куда более практичные машины (например, кроссоверы Cayenne и Macan, а также лифтбек Panamera).

Немецкая марка следит за современными тенденциями на рынке, поэтому в последние годы также активно продвигает гибридные модели. Появились в ее гамме и полноценные электрокары (Porsche Taycan), линейка которых будет расширяться.

Opel

Год основания: 1862
Штаб-квартира: Руссельхайм, Германия
Основатель: Адам Опель
Модельный ряд Opel
 

Opel является одной из самых старых немецких автомобилестроительных компаний. Ее история берет начало аж в 1862 году. Фирма была основана немецким конструктором и промышленником Адамом Опелем.

Интересно, что изначально под маркой Опель выпускали швейные машинки, а затем фирма и вовсе стала первым в мире серийным производителем велосипедов. При этом выпускать автомобили немцы начали лишь с 1899 года. В очередной раз сменить род деятельности решили наследники Адама Опеля, почившего в 1895-ом.

Штаб-квартира Opel

В истории немецкой марки Опель немало взлетов и падений. Компания не раз возрождалась из пепла, причем буквально (например, после в 1911-ом у нее сгорел завод в Рюссельсхайме).

В настоящий момент дела фирмы обстоят хорошо, а ее официальным владельцем с две тысячи семнадцатого является французский концерн PSA, выкупивший марку у американского концерна General Motors.

Volkswagen

Год основания: 1937
Штаб-квартира: Вольфсбург, Германия
Основатель: Фердинанд Порше
Модельный ряд Volkswagen
 

В данной статье про немецкие автомобили имя Фердинанда Порше уже фигурировало несколько раз. Конструктор был человеком очень предприимчивым и талантливым, поэтому в тридцатых годах сам Адольф Гитлер доверил ему создание «народного автомобиля».

Для реализации проекта в 1937 году была основана компания под длинным и сложным названием «Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens GmbH», но в тридцать восьмом ее переименовали в «Volkswagenwerk GmbH». К слову, данное название как раз и переводится с немецкого как «народный автомобиль».

Завод Volkswagen в Германии

Бренды концерна Volkswagen AG

В настоящий момент Фолькваген представляет собой целый концерн, под крылом которого находится ряд других известных марок, среди которых Audi, Bentley, Bugatti (в настоящий момент продана фирме Rimac), Lamborghini, Seat и Skoda.

Под основным же брендом фирма продолжает выпускать массовые автомобили (седаны, кроссоверы, универсалы и хэтчбеки). По состоянию на две тысячи девятнадцатый в мире было реализовано свыше 6,6 млн автомобилей немецкой марки.

Фирма более чем уверенно стоит на ногах и с оптимизмом смотрит в электрическое будущее: в модельном ряду компании уже представлен широкий ассортимент батарейных моделей, для обозначения которых немцы используют отдельную приставку «ID».

Другие марки немецкие машин

Bitter

Год основания: 1971
Штаб-квартира: Швельм, Германия
Основатель: Эрих Биттер
 

Компанию Bitter основал бывший автогонщик Эрих Биттер. Еще в начале семидесятых он открыл небольшую автомастерскую. Сначала она занималась изготовлением различных аксессуаров, однако затем стала официальным дилером итальянских марок Abarth и Intermeccanica.

Эрих Биттер

Bitter CD

Клиенты нередко жаловались на продукцию данных брендов, поэтому в какой-то момент Эрих Биттер загорелся идеей выпустить собственный спортивный автомобиль, который был бы куда более ладно сделан. Он зарегистрировал новую марку и принялся воплощать мечту в жизнь.

Мировую популярность спорткары Bitter так и не снискали, но в узких кругах хорошо известны и пользуются спросом. В настоящий момент фирма выпускает люксовые модели, причем весьма ограниченными тиражами.

Gumpert

Год основания: 2005
Штаб-квартира: Альтенбург, Германия
Основатель: Роланд Гюмперт
 

Одна из самых молодых немецких марок авто была основана лишь в 2004 году экс-главой подразделения Audi Sport Роландом Гумпертом. Имея за плечами огромный опыт в автомобилестроении, мужчина решил выпустить собственный суперкар.

Первенцем бренда стал Gumpert Apollo. Он был официально представлен на мартовском автосалоне в Женеве 2005. Двухдверка получила крайне спорный дизайн экстерьера, но оказалась очень быстрой. Всего было выпущено несколько вариаций данной машины.

Gumpert Apollo

На женевском моторшоу 2012 компания представила новый суперкар под названием «Tornante», но в серию его запустить так и не удалось из-за проблем финансового плана — Гумперт объявил о банкротстве.

Впрочем, фирма смогла преодолеть сложные времена и уже в две тысячи четырнадцатом привезла в Женеву новый Gumpert Explosion. Вскоре после этого компанию приобрели китайцы, и она была переименована в «Apollo». Первой моделью новой-старой марки стал суперкар «Arrow».

ISDERA

Год основания: 1982
Штаб-квартира: Хильдесхайм, Германия
Основатель: Эберхард Шульц
 

Успев поработать на Mercedes и Porsche, инженер-конструктор Эберхард Шульц решил открыть собственную фирму под названием «ISDERA». Ее наименование является аббревиатурой, которая расшифровывается как «Ingenieurbüro für Styling Design und Racing», что в переводе с немецкого означает «Конструкторское Бюро по дизайну и гонкам».

Isdera Spyder 033i

Первая модель новоиспеченной марки была представлена публике в 1982 году на моторшоу в Женеве. Это был легкий открытый спорткар Isdera Spyder 033i, который в последующие годы несколько раз был модернизирован.

Не сказать, что первая модель оказалась сверхуспешной, но спрос на нее был, поэтому в последующие годы фирма выпустила еще несколько аналогичных машин. Почти все они получили фирменные для марки двери типа крыло-чайки.

Компания Исдера существует и сегодня, правда, в последние годы ничего не выпускает. А еще с две тысячи шестнадцатого марка официально принадлежит китайцам.

Keinath

Год основания: 1983
Штаб-квартира: Ройтлинген, Германия
Основатель: Хорст Кейнат
 

Фирма Keinath была основана в 1983 году и на первых порах занималась выпуском кабриолетов на базе моделей Opel. Первая самостоятельная машина компании была представлена лишь в 1997 году и получила название «GTR». Автомобили из первых партий комплектовались опелевскими моторами, но затем на них начали ставить двигатель LS V8 от Chevrolet Corvette.

Keinath GTR

В начале двухтысячных Хорст Кейнат загорелся идеей постройки нового спорткара. Он договорился о сотрудничестве с немецким ателье EDAG, и совместно они разработали суперкар GT/C. Конкретно в 2001-ом было выпущено купе, а в 2002-ом — кабриолет. Эти машины получили 3,2-литровый V6 мощностью 218 сил.

В продажу GT/C так и не поступил, так как уже в две тысячи третьем фирма Keinath обанкротилась. За время своего существования она выпустила всего 23 автомобиля, а в две тысячи одиннадцатом скончался и сам Хорст Кейнат.

Adler

Год основания: 1899
Штаб-квартира: Франкфурт-на-Майне, Германия
Основатель: Генрих Кляйер
 

На первых порах Генрих Кляйер занимался изготовлением велосипедов и пишущих машин, однако затем он основал на базе своей небольшой фабрики автомобильное производство.

Первые легковые модели пользовались хорошим спросом, поэтому через несколько лет его завод стал одним из крупнейших предприятий Франкфурта-на-Майне. Затем производственная линейка бренда была расширена. На местном заводе начали выпускать и грузовики, а во время Первой мировой войны здесь делали коробки передач для танков.

Adler Trumpf

Уже во время Второй мировой войны завод компании оказался разрушен. Возобновить производство машин здесь так и не смогли, поэтому фирма вернулась к истокам, вновь начав выпускать офисную продукцию.

Хотя автомобильный бренд Адлер в России вряд ли у кого на слуху, но его продукция наверняка знакома многим: в киноленте «Кавказская пленница» персонажи Трус, Бывалый и Балбес ездят на кабриолете Adler Trumpf.

Auto Union AG

Год основания: 1932
Штаб-квартира: Хемниц, Германия
Основатель: н.д.

Auto Union AG

Логотип Auto Union

Немецкий автомобильный концерн Auto Union AG был основан в 1932 году. В качестве логотипа фирма использовала символ из четырех перекрещивающихся колец, которые символизировали четыре входящие в нее компании, а именно Audi, DKW, Horch и Wanderer. Впоследствии в видоизмененном виде он достался немецким автомобилям марки Ауди.

В 1930-ые гг Auto Union AG был вторым по величине концерном Германии, но после Второй мировой войны уцелевшие заводы концерна в Германии были демонтированы. Руководители концерна перебрались из Хемница в Ингольштадт, где основали новое общество Auto Union GmbH. Впрочем, в конце шестидесятых оно было упразднено.

DKW

Год основания: 1922
Штаб-квартира: Саксония, Германия
Основатель: Йорген Расмуссен Скафте
 

Основанная в 1922 году немецкая компания DKW числилась в составе упомянутого концерна Auto Union AG. На первых порах она занималась выпуском мотоциклов, но в 1928-ом представила свой первый легковой автомобиль.

Автомобиль DWK 3=6

Во время Второй мировой войны фирма преимущественно выпускала мототехнику для фронта, а уже в послевоенные годы ее заводы (как и другие предприятия концерна) были демонтированы, а оборудование перевезли в СССР.

Однако компания смогла возродиться в ГДР: в 1953 году в Дюссельдорфе было налажено производство переднеприводной легковой модели DWK 3=6. Последняя пользовалась хорошим спросом, но этого явно было недостаточно, поэтому в шестидесятых марка прекратила свое существование.

Borgward

Год основания: 1929
Штаб-квартира: Бремен, Германия
Основатель: Карл Боргвард
 

Компания Borgward была основана в 1929 году и на протяжении достаточно длительного времени была очень популярна в Германии. В свое время в ее состав входило сразу четыре суббренда: Borgward, Goliath, Hansa и Lloyd.

Дела фирмы шли хорошо вплоть до шестьдесят первого, когда она неожиданно обанкротилась из-за чрезмерных расходов на производство новых технологий.

Borgward

Впрочем, ее отец-основатель Карл Боргвард во всем винил немецких чиновников. Последние якобы сговорились с целью спасти BMW, у которой в те годы дела тоже шли неважно.

Так или иначе, на этом история Borgward не закончилась — в 2015 году немецкая марка авто была возрождена и с тех пор даже успела представить несколько новых моделей, правда, продаются они не в Германии, а в Китае.

Eisenacher Motorenwerk (EMW)

Год основания: 1945
Штаб-квартира: Айзенах, Германия
Основатель: н.д.
 

В 1945 году автомобильный завод BMW в Айзенахе оказался в Советской оккупационной зоне. Несмотря на это, здесь некоторое время выпускали модель BMW 321, а затем силами предприятия была и вовсе разработана новая легковушка, причем даже без фирменных «баварских» ноздрей.

BMW 340

Автомобилю присвоили название «BMW 340», однако непосредственно руководство BMW в Баварии это не устроило. В результате, завод в Айзенахе решил выпускать все новые машины под собственной маркой, которой присвоили незамысловатое название EMB (Eisenacher Motoren Werkes).

Под данным брендом выпускались легковые автомобили для Восточной Германии, но просуществовал он недолго — до 1956 года. При этом спецы из Айзенаха даже успели построить гоночный болид для Формулы-1, вот только он принял участие лишь в одной гонке, да и финишировать в ней не сумел — у машины возникли технические проблемы.


Наш Telegram