Вспоминаем историю Зил-130: любопытные факты про легендарный советский грузовик

Автор: Владислав Папулов

Легендарный ЗиЛ-130 — настоящий символ советской эпохи. Грузовик, который с 1963 года десятилетиями выпускался тиражами сравнимыми с вазовской «классикой», до сих пор часто можно увидеть в потоке. С некоторыми его интересными особенностями и фактами из биографии знакомят нас журналисты портала quto.ru.

50-60-е годы прошлого века — золотая эпоха американского автопрома, поэтому немудрено, что при разработке ЗиЛ-130 инженеры и дизайнеры ориентировались прежде всего на заокеанские образцы.

Такие решения как, например, панорамное «выгнутое» ветровое стекло взяты именно оттуда. Да и внешне 130-й напоминает такие грузовики, как International серии R, Dodge серии C и Ford серии F.

ЗиЛ-130 комплектовался бензиновым 6,0-литровым V8 с чугунным блоком и алюминиевыми головками. Степень сжатия составляла 6.5, мощность — 150 л.с. Этот мотор — не что иное, как модернизированный советскими инженерами крайслеровский V8 объемом 5.8л, применявшийся на представительском ЗиЛ-111. Для использования в народном хозяйстве двигатель немного дефорсировали, но и этого грузовику вполне хватало для достойной динамики.

Несмотря на то, что «сто тридцатый» внешне напоминал американские грузовики и имел родственный им силовой агрегат, нельзя сказать, что он был с них скопирован. Более того, ЗиЛ имел много преимуществ, по сравнению с заокеанскими образцами: обладал прочной и мощной рамой, стойкой к перегрузкам и эксплуатации по плохим дорогам.

ЗиЛ-130, с грузоподъемностью в 6 тонн, относится к среднетоннажным грузовикам. В советской классификации он занимал промежуточное положение между потомком «полуторки» ГАЗ-53 и более тяжелым МАЗ-500.

Первый ходовой образец 130-го был собран в 1956 году. В 1959-ом автомобиль был продемонстрирован на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. А еще через четыре года началось массовое производство грузовика.

На родном ЗиЛе он продержался больше трех десятков лет — до 1994 года. Но даже после этого машину продолжали собирать до 2010, а по некоторым данным — даже до 2014 года на уральском предприятии АМУР под именем АМУР-531350.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

В 1986 году грузовик модернизировали. Внешне практически не изменившись, ЗиЛ-130, согласно новой советской классификации получил новое обозначение ЗиЛ-431410. Также машина обзавелась многоконтурным приводом тормозов.

В подавляющем большинстве данный грузовик имел раскраску с синей кабиной и белым передком. Существует множество теорий, почему его красили именно так. Самое распространенное мнение — банальный переизбыток синей краски в СССР, а также сравнительная дешевизна ее изготовления.

Согласно другой гипотезе, сочетание синего и белого закладывалось дизайнером Эриком Сабо еще на стадии проектирования и было призвано сделать автомобиль более заметным на дороге, тем самым снизив аварийность. Есть и такое мнение, будто сам генсек Никита Сергеевич Хрущев настоял на этой раскраске, дабы продемонстрировать мирные намерения СССР — ведь все предшественники 130-го обычно красились до этого в защитный цвет хаки.

ЗиЛ-130 служил платформой для самой разной техники. На его основе, к примеру, Чкаловский автобусный завод выпускал модели «Таджикистан-5» (3205). Силовой агрегат и мосты лихачевского грузовика применялись на грузовиках КАЗ-608 и 608В из Кутаиси.

Читайте также: Экспортный ЗИЛ-130Т: вентилятор в кабине и более надежная «начинка»


Наш Telegram