Иногда водители сталкиваются с ситуацией, когда на приборной загорается желтая лампочка, сигнализирующая о недостаточном уровне моторного масла. Обычно эту проблему решают сразу, доливая приобретенное в ближайшем магазине необходимое количество масла. Некоторые автолюбители и вовсе забивают на проблему и продолжают ездить как ни в чем ни бывало. Но долго ли можно так передвигаться и какие будут последствия?
Работа без достаточного количества моторного масла весьма опасна для двигателя. Между деталями цилиндро-поршневой группы появляется повышенное трение и резкий рост температуры, отчего они очень быстро начинают изнашиваться. Особенно опасно масляное голодание для вкладышей, стенок цилиндров и распредвалов.
Однако если загорается предупреждающая желтая лампа недостаточного уровня масла в системе, это еще не повод вставать на месте и вызывать эвакуатор. Сигнал срабатывает в тот момент, когда датчик зафиксировал снижение необходимого количества смазывающей жидкости на 1 л. от минимального.
В некоторых старых автомобилях c несовершенной системой смазки подобное снижение уровня было куда более критичным. При малейшем недостатке смазывающей жидкости она просто переставала нормально разбрызгиваться под действием валов. Поэтому шоферам приходилось постоянно контролировать расход масла и его наличие.
Однако вскоре автомобильные инженеры придумали масляный насос. В современных автомобилях эта деталь бесперебойно поддерживает необходимое давление в системе и прокачивает нужное количество смазки не только к поршням и коленвалу, но и к деталям ГРМ и турбонаддува.
Уровень масла в поддоне картера всегда рассчитывается с запасом. Нужно это для того, чтобы при кренах автомобиля, движении по подъемам и уклонам, не оголялась трубка всасывающего приемника. В противном случае она может вобрать в себя воздух, что чревато локальными перегревами в системе. Поэтому количество масла должно сильно превышать необходимый объем, чтобы предотвратить критическое разбрызгивание и дефицит.
Лампочка же сигнализирует как раз о необходимости пополнить именно этот страховочный объем, дабы не возникло опасности оголения маслоприемника, при этом для стабильной работы мотора нужное количество смазки пока еще есть. Можно тихонько проехать еще пару сотен километров до ближайшего сервиса или магазина с автомаслами.
Однако злоупотреблять поездками с горящим желтым индикатором все же не стоит. С критическим падением уровня масла и всасыванием воздуха в маслоприемник связано гораздо более опасное для двигателя снижение давления в масляной системе.
В нормальных условиях минимальные показатели этого параметра должны равняться 0,8 атм на холостом ходу и 3 — 4,5 атм на максимальной мощности. Если давление ниже, на приборной панели загорается специальный красный индикатор — при этом сигнале двигаться дальше нельзя.
При падении давления ниже минимума возникают частичные разрывы масляной пленки в трущихся деталях, что ведет к их быстрому и интенсивному износу. Дальнейшая езда с горящим красным индикатором может привести к таким поломкам как заклинивание коленвала, поршней или распредвалов, повреждение системы турбонаддува и даже разрушению стенок блока цилиндров.
При загоревшемся красном сигнале падения давления следует немедленно остановиться и вызвать эвакуатор. В противном случае слишком велик риск необратимых повреждений мотора.
Красный индикатор может загореться и при максимальном уровне масла. Однако расслабляться и спокойно продолжать движение в этом случае тоже весьма опасно. В этом случае срабатывание сигнала скорее всего связано с неисправностью масляного насоса — тогда масло просто перестает циркулировать по системе и последствия этого схожи с тем, что происходит при критическом снижении уровня.
Фото drive2.ru