Редкие и необычные Икарусы: про некоторые из них вы могли даже не слышать

Автор: Владислав Папулов

Икарус для бумеров и миллениалов ассоциируется чаще всего с милыми сердцу желтыми «гармошками» 80 серии — такие автобусы курсировали в огромном множестве по городам лет 30 назад.

Но было у венгерской марки и огромное множество других моделей, не только серийных, но и штучных экспериментальных разработок. Журнал авто.ру решил вспомним наиболее интересные из них.

Бизнес класс из середины 50-ых

Ikarus 55

Ikarus 55

Ikarus 55

Ikarus 55

50-60-е годы — «золотая» эпоха не только в дизайне легковых автомобилей. Автобусы в те времена тоже выглядели невероятно стремительно и красиво. Не остался в стороне от мировых тенденций и Ikarus — в 1953 году фирма явила миру потрясающий стримлайнер 55 модели.

Автобус имел длину в 11,5 метров и 32 посадочных места. Мотор располагался сзади, а доступ к нему открывался при помощи двух створок, напоминавших пасти насекомого. Салон был довольно комфортабельным, а спереди даже имелось некое подобие бизнес-класса — там располагались столики с настольными лампами, а стекла прикрывались красивыми занавесками.

Почтовый Икарус и отель на колесах

Ikarus Hotelbusz

Ikarus Hotelbusz

В середине 60-ых венгерская почтовая служба использовала весьма необычный автобус. Стандартную серийную машину переделали под почтовый грузовик. В салоне была сохранена парочка мест для сотрудников почты, остальное пространство занимали полки для различной корреспонденции и посылок.

Таким образом свежие тиражи газет доезжали до читателей вовремя. Венгры пытались обыграть салонное пространство автобусов и другими способами. В 1963 году на выставке в Будапеште Ikarus представил экспериментальный отель на колесах Hotelbusz.

Ikarus 250 SL Conference

Ikarus 250 SL Conference

Ikarus 250 SL Conference

Автобус был сконструирован на базе сочлененной модели 180-ой серии. Весь его салон был превращен в комфортное жилое пространство. Но, к сожалению, машина так и осталась в единичном экземпляре.

А спустя 10 лет Ikarus построил похожую по концепции версию — проект конференц-зала на колесах, уже на базе туристического автобуса 250-ой серии. В нем имелись и все атрибуты современных междугородников: телевизор, режимы приглушенного света и комфортабельные кресла.

Икарус-кабриолет

Икарус-кабриолет

В середине 70-ых в Венгрии разработали специальную прогулочно-экскурсионную модификацию на базе автобуса 200-й серии. 12-метровая машина имела 45 посадочных мест и в ней полностью отсутствовала крыша — не предусмотрен был даже тент. А на случай дождя каждому из пассажиров выдавалось по зонтику.

Кстати, один из таких открытых Икарусов одно время курсировал по курортному Сочи. И он был не единственной такой переделкой — специально для этих мест в СССР выпускались также кабриолеты на базе автобусов ПАЗ и грузовиков ГАЗ-53.

Трансформер для аэропортов

Аэродромный Икарус

Аэродромный Икарус

Аэродромный Икарус

В 1983 году Ikarus представил довольно монструозную разработку из экспериментальной серии PALT (Passenger and Luggage) под индексом 692. Эта 72-местная машина была разработана для аэропортов и имела в передней части специальный телескопический модуль, с помощью которого пассажиры могли сразу подняться на борт самолета прямо из салона.

Более того, в отличии от другой подобной техники, 692-ой имел ширину, которая позволяла ему двигаться и по обычным дорогам общего пользования. Грубо говоря, в теории он мог отвезти пассажиров из отеля прямо в самолет.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

Спустя год, в продолжении идеи, завод представил усовершенствованный вариант этой разработки — высокую сочлененную модель 693. Машина имела 100-170 мест, но проект PALT при всей кажущейся удобности в серию так и не пошел. У концепции был один существенный бюрократический изъян — пассажирам все равно приходилось делать перед посадкой на самолет промежуточную остановку и выходить из автобуса для досмотра и регистрации, что рушило всю задумку.

Поэтому третий вариант автобуса со встроенным рукавом посадки стал уже сугубо аэродромным, с соответствующей трехметровой шириной и более полноценной и изощренной конструкцией выдвижного трапа вместо компактного решения на PALT. Зато Ikarus 692.03 для маневренности был снабжен четырьмя полноуправляемыми осями. Тем не менее, и такой вариант в серию не попал.

Икарус-яхта

Ikarus 270

В прототипе автобуса дальнего следования Ikarus 270 1975 года конструкторы постарались отойти от привычного образа «бруска» на колесах, не потеряв при этом в безопасности и функциональности.

Поэтому «яхтенная надстройка», которая имела свое отдельное ветровое стекло и даже дворники, выполняла не только эстетическую функцию, но и позволяла решить проблему «отбитых макушек» — потолок концепта был дополнительно поднят на 20 см выше уровня возможного столкновения.

Выступающий передний бампер тоже был сделан не только ради необычного внешнего вида модели. Как и на экспериментальных автобусах Mercedes тех лет, его функцией было, прежде всего, поглощение и рассеивание фронтальных ударов. Тоже самое делали и защитные ребра кузовных боковин и специальные травмобезопасные кресла с ремнями в салоне.

В серию, правда, в итоге пошла модель попроще, без «корабельных изысков», зато с большей вместимостью, а пассажирские кресла вскоре стали комплектоваться ремнями серийно уже на большинстве междугородних автобусов.

Ikarus 270

Читайте также: Топ-10 самых длинных в мире автобусов: впечатляющие «гармошки»


Наш Telegram