Двигатель внутреннего сгорания — это довольно сложный агрегат, который состоит из сотен различных движущихся деталей. В процессе эксплуатации они притираются между собой, что снижает дополнительное трение и нагрузку на них.
Для того чтобы новый двигатель (или же после того, как он прошел капитальный ремонт) работал эффективно, необходимо, чтобы эксплуатация начиналась с учетом этого. Другими словами, необходимо соблюдение определенного режима работы в течение какого-то времени (или пробега) после запуска нового агрегата. Этот специальный режим работы и называется «обкаткой».
Содержание:
Обкатка новых машин
Многие производители утверждают, что их двигатели, которые только что сошли с конвейера, можно эксплуатировать в оптимальном рабочем режиме. Необходимо согласиться с тем, что точность подгонки деталей моторов между собой действительно стала очень высокой, что, впрочем, не отменяет полностью необходимость подгонки работающих деталей между собой.
Поэтому для нового двигателя необходимо избегать тяжелых режимов эксплуатации, например, длительной работы на холостом ходу. Об этом, кстати, упоминается в инструкции по эксплуатации практически к любой модели автомобиля.
Специалисты утверждают, что ресурс двигателя внутреннего сгорания без правильной обкатки снижается более, чем в два раза. Кроме того, неправильно обкатанный силовой агрегат может повлечь за собой и другие проблемы и неприятности: попадание масла в воздухоочиститель, высокий расход топлива, проблемы с запуском и т.п.
Обкатка после ремонта
Обкатка необходима не только для новых двигателей. Автомобилисты со стажем утверждают, что обкатывать мотор следует даже при минимальном вмешательстве в его конструкцию. Например, при замене распределительного вала или цепи. В этом случае длительной обкатки не требуется. Обычно бывает достаточно около 500 км пробега в щадящем режиме.
После капитального ремонта обкатка двигателя должна составлять не менее 1 500 — 2 000 км, а при замене гильз блока цилиндров и поршневых колец — все 3 000 — 4 000 км. Особый щадящий режим эксплуатации включает в себя движение на скорости не более 50 км/ч, плавный набор оборотов двигателя и ограничение числа оборотов показателем в 2 500 об/мин.
С поршневыми кольцами при замене возникает определенная проблема, связанная с тем, что их необходимо укладывать на место поршневых канавок, которые уже являются достаточно разношенными. При сильно разбитых канавках на поршне, новые кольца можно поломать уже при первом пуске мотора после замены. Как в этом случае определить степень изношенности канавки?
Для этого следует провести внимательный осмотр старого кольца и прежде всего обратить внимание на его нижнюю поверхность. Глянцевый блеск с характерным «волнистостью» на солнечном свете — это главный признак того, что такой поршень подлежит замене, также как и ощутимый на ощупь износ канавки.
Обычно при этом наклон нижней поверхности увеличивается. Таким образом, угол износа старого кольца соответствует углу износа канавки на поршне. Если в такую канавку установить новое кольцо, то оно, как правило, сломается при первом же запуске.
Характерно также и то, что изнашивается только верхняя (компрессионная) канавка с кольцом, поэтому износ других поршневых колец почти не наблюдается. Именно это необходимо учитывать, осуществляя обкатку после капитального ремонта с заменой поршневых колец.
Виды обкаток
Существует три основных вида обкатки, а именно «холодная», «горячая» и естественная. Первую проводят непосредственно на заводе после сборки автомобиля, либо же в сервисе — после капитального ремонта движка.
При «холодной» обкатке имитируется работа силового агрегата, но без сжигания топлива. Для этого к ДВС подключают специальный электромотор, который вращает его без запуска.
Услугу «холодной» обкатки предлагают лишь некоторые сервисные центры, имеющие в своем арсенале соответствующее оборудование. К тому же этот метод неудобен для людей, которые хотят сразу же начать эксплуатацию свежекупленного авто.
«Горячую» обкатку нередко проводят в сервисах после капитального ремонта двигателя, причем во время процедуры автомобиль остается неподвижным. В мотор заливают антифриз и масло, затем запускают и дают ему поработать на холостых оборотах несколько минут.
После этого силовой агрегат глушат и дают ему время, чтобы остыть. Подобная процедура повторяется несколько раз. На следующем этапе его запускают уже на час, в течение которого планомерно повышают обороты.
К концу указанного времени мотор должен раскрутиться до оборотов в два раза меньше максимальных. То есть если отсечка у него на 6 000 об/мин, то в конце «горячей» обкатки на тахометре должно быть 3 000 об/мин. Завершается такая процедура заменой масла и масляного фильтра.
Что касается естественной обкатки, то под ней подразумевается обычная эксплуатация нового автомобиля (или машины с откапиталенным ДВС), но в условиях пониженных нагрузок. По сути от водителя требуется проехать 2-3 тысячи километров, соблюдая скоростной режим (не более 60-80 км/ч и удерживая обороты двигателя в пределах 1 500 — 2 500).
Ездить нужно как в городе, так и по трассе, то есть в разных режимах. Необходимо воздержаться от резких ускорений и торможений, не переключать коробку выше четвертой ступени (на механике). Машина при этом должна быть налегке (в идеале без пассажиров и, конечно же, без тяжелых грузов).
В процессе обкатки автомобилисту следует следить за уровнем и давлением масла, уровнем антифриза и температурой самого мотора. Если какие-то из показателей будут вне нормы, то следует заглушить машину, вызвать эвакуатор и отправиться на ближайшую СТО.
Главное — чтобы движение было максимально равномерным, без переключений на пониженные передачи. Практически это несложно выполнить, сделав пробег по ночной незагруженной загородной трассе без значительных подъемов и спусков. После первых 300 — 400 км обороты можно постепенно повышать.
Главное, чтобы режим эксплуатации приближался к оптимальному максимально плавно. Так, уже после 1 000 — 1 500 км пробега можно начинать ехать в нормальном режиме, не заостряя внимание на количестве оборотов и скорости.
Как обкатывать новый или откапиталенный мотор?
С вводом в эксплуатацию нового силового агрегата или двигателя после капремонта рекомендуется провести трехчасовую холодную обкатку, во время которой можно окончательно отрегулировать работу других систем (зажигания и питания).
Естественно, что необходимо соблюдение и перечисленных выше правил вождения. Также следует провести обязательную замену моторного масла. В процессе обкатки менять его нужно через каждые 500 км и не менее четырех раз полностью. Считается, что 10W-30 является наиболее подходящим для этого.
Кроме того, перед первым запуском необходимо проверить качество обтяжки резьбовых соединений, отрегулировать зазоры клапанов, натяжение ремня (цепи), привод газораспределительного механизма и заменить масляный фильтр.
После окончания обкатки двигателя необходимо еще раз заменить масло и провести полную промывку двигателя. После этого можно использовать рекомендованные марки синтетических масел, которые не смогут вызвать повреждения двигателя. Следующая замена масла может быть проведена уже после 5 000 км пробега.
Надо ли обкатывать дизельный мотор
Принцип проведения обкатки дизельного мотора ничем не отличается от бензинового ДВС, но существуют некоторые нюансы. Например, после капремонта дизель следует обкатывать не менее 10 000 км. При этом необходимо следить за тем, чтобы перед началом движения двигатель был хорошо прогрет, а после окончания поездки дать ему поработать хотя бы секунд тридцать.
После обкатки нужно выполнить полную диагностику и обслуживание агрегата. Правильно обкатанный двигатель редко выходит из строя, а также отличается повышенной мощностью и экономностью.
Автохимия для обкатки движка
Заметим, что в настоящий момент на рынке имеются различные обкаточные присадки, которые предназначены для добавления в моторное масло или топливо. Они позволяют упростить процесс обкатки деталей двигателя, снижая уровень его шума, расход масла и топлива.
А еще в ассортименте встречается и так называемое «обкаточное масло». В новые машины автопроизводители его не заливают, так что его сфера применения — моторы после капиталки.