С июля 2020 года инспекторы ГИБДД начали тщательно отслеживать в России автомобили с иностранными госзнаками, причем в первую очередь «под прицел» попали машины с армянскими номерами. Согласно статистическим данным, на данный момент в нашей стране находится порядка 300 000 таких легковушек, причем большинство владельцев этих авто вовсе не граждане Армении, а россияне, сэкономившие таким образом на растаможке.
Из-за дыры в законодательстве, машины на иностранных номерах остаются невидимыми для дорожных камер, чем активно пользуются владельцы таких автомобилей, т.е. они нарушают правила и остаются при этом безнаказанны. Терпение властей кончилось в ноябре 2019-го, когда на тот момент еще действующий премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД, Минтрансу, Минюсту, ФТС и ФСБ разработать комплекс мер, призванных привлечь злостных нарушителей к ответственности.
Судя по всему, данное поручение выполнено не было, и вместо продуманного метода по борьбе с недобросовестными водителями решено было просто запретить эксплуатацию машин с иностранными номерами. Учитывая количество таких авто в стране, нововведение окажется весьма болезненным для многих водителей.
Интересно, что в российском законодательстве нет четкого объяснения касаемо того, правомерно ли эксплуатировать на территории страны машины с иностранными номерами.
При этом владельцев таких авто могут привлечь к ответственности согласно статье 12.1 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на ТС, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства». Штраф за данный проступок — 500 рублей.
Однако данная статья противоречит Постановлению Правительства РФ №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», в котором говорится, что машины из стран Евразийского экономического союза могут свободно передвигаться по территории России.
В таможенном законодательстве также нет запрета на использование гражданами на территории ЕАЭС транспорта, официально приобретенного в одной из стран ЕАЭС, однако это не мешает таможенникам обвинять владельцев таких машин в управлении ТС, не прошедшим таможенное оформление.
Последнее во многом обусловлено тем, что в начале две тысячи двадцатого появился «Договор о присоединении Армении к ЕАЭС», в котором прописано, что управлять зарегистрированными в Армении автомобилями могут исключительно граждане этой страны или лица, постоянно проживающие на ее территории. К сожалению, четкая формулировка термина «постоянного проживания» в российском законодательстве опять же отсутствует.
Возвращаясь к введенному запрету, в России уже стали конфисковать машины с номерами стран, входящих в ЕАЭС. Автомобилисты сообщают о проведении соответствующих рейдов на территории Уральского и Ханты-Мансийского округов, а также в Кургане, Нижневартовске, Тюмени и Челябинске. Судя по всему, изымают машины только у злостных нарушителей.
При этом в ГИБДД сообщают, что у добросовестных собственников машин с иностранными номерами есть 10 дней, чтобы поставить транспортное средство на учет по месту проживания. Если этого не сделать, то автомобилиста сперва оштрафуют по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ на 800 рублей, а затем ему будут грозить более существенные санкции — штраф на 5 000 руб или лишение прав на срок до 3 месяцев.