Диким животным, оказывается, тоже нужны переходы через трассы. Опыт постройки так называемых экодуков на современных автомагистралях показывает, что эти сооружения полностью себя оправдывают.
Наверно, самый известный пример — экодук на 170-ом километре трассы М3 «Украина» в Калужской области. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эта конструкция прекрасно обеспечивает естественную миграцию диких животных.
Размещение экодука именно на 170-ом километре выбрано не случайно — именно здесь, по результатам наблюдений ученых, расположены привычные пути и тропы различных обитателей леса, прежде всего сохатых (лосей). А ведь именно выбегающие на оживленную автомагистраль лоси зачастую являются причиной серьезных ДТП. Встреча с животным на дороге опасна как для него самого, так и для водителей и пассажиров транспорта.
С момента открытия экодука на трассе М3 (13 сентября 2016) и установки защитных ограждений, аварии с участием лосей и других диких животных снизились на этом участке практически до нуля.
По результатам мониторинга (исследования следов животных, а также фото- и видеофиксация участка) переход пользуется популярностью. Например, в прошлом году через экодук перешло значительно большее количество зверей, нежели до этого.
Мониторинг уже не первый год проводят специалисты ГК «Автодор» (в ее управлении находится трасса М3) вместе с коллегами из Минсельхоза Калужской области, а также из Московского автодорожного института (МАДИ). Совместными усилиями они установили, что в прошлом году следы лосей встречались примерно в 3 раза чаще, нежели в 2018-ом или 2017-ом годах.
Также оценили переход и другие животные: на экодуке были обнаружены многочисленные следы зайцев, кабанов, лисиц и косуль.
Новейшая платная трасса М11 «Нева» также построена с учетом перемещений диких животных. Здесь широко используются специальные зверопроходы, изолированные от магистрали шумозащитными экранами.
И таких сооружений только на шестом участке (в Новгородской области) насчитывается 30 штук. Все они расположены в местах выявленной миграции зверей. Результат построек зверопереходов пока оправдывается — за все время работы участка здесь не зарегистрировано ни одного ДТП с участием дикого животного.