Ранее на российских дорогах все чаще стали появляться автомобили с армянскими номерами. В течении короткого времени этих машин возникло такое количество, что стало очевидно — дело явно не в приезжающих гостях из маленькой южной республики.
После того, как в 2014 году Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также сняла некоторые ограничения в 2018 году, автомобили с армянским учетом получили право бессрочно находиться на территории РФ.
Само понятие «временного ввоза» перестало для них действовать, соответственно за рулем армянских машин могли передвигаться и граждане других стран-участниц ЕАЭС. А поскольку покупка авто в Армении сулила некоторые выгоды для покупателей, то их количество достаточно резко и быстро увеличилось.
В чем выгоды такой покупки?
Главным фактором покупки автомобиля в Армении была цена. Из-за специфики армянских таможенных пошлин, с 2014 по 2020 год цены на иностранные автомобили с пробегом там оказывались значительно ниже, чем в России.
С января двадцатого, когда переходный период после вступления Армении в Таможенный союз закончился, порядок растаможки там стал таким же, как в РФ. Однако за предыдущие пять лет, пока разница в правилах и законах между странами сохранялась, в Армению было завезено колоссальное количество автомобилей из Америки, Азии и арабских стран.
К примеру, в этот переходный период стоимость растаможки пятилетнего автомобиля Kia Optima с двухлитровым мотором в Армении обошлась бы примерно в 3,5 тысячи долларов. Экземпляры 2012-14 годов еще дешевле — порядка $2 500 — 2 700. Для сравнения, в России таможенный сбор за эту же машину составил бы свыше $6 000, т.е. разница почти в 2 раза.
Другая причина, также связанная с низкими пошлинами — появление в Армении недорогих, но редких и интересных машин из США, вроде Ford Mustang, Chevrolet Camaro или Dodge Challenger. Любители подобной экзотики тут же оценили местное обилие этих необычных вариантов.
Еще одно преимущество — более низкие ставки транспортного налога в Армении. За автомобили мощностью менее 120 л.с. там за год начислили бы не более 1 600 рублей. Годовая ставка за авто свыше 300 л.с. — около 20 тысяч рублей, в то время, как в РФ за такой мощный авто пришлось бы платить около 45 тысяч в год. Опять очевидная экономия.
Наконец, последняя причина покупки автомобиля в Армении заключалась в отсутствии штрафов с в радаров и камер на территории РФ. Наши системы фиксации просто не прочитывали армянские номера. Наказание можно было получить лишь после остановки ТС инспектором ДПС и составлением протокола. Именно эта причина в дальнейшем и послужила причиной запретов и ограничений автомобилей с армянской «пропиской».
Каков порядок ввоза авто из Армении сейчас?
Для начала, любой совершеннолетний гражданин из России может отправиться в республику, купить там на вторичном рынке автомобиль, поставить его на местный учет и уехать обратно с ним на Родину. Такой порядок стал возможен после вступления страны в ЕАЭС.
В переходный период 2014-2019 годов в Армении действовали особые правила растаможки иномарок, и ввезти автомобиль туда можно было двумя способами — по местным тарифам, а также по тарифам ЕАЭС. Но если по тарифам ЕАЭС при ввозе пришлось бы заплатить 48-50% от стоимости автомобиля, то по местным — только 10%. Однако с ввозом ТС из Армении в Россию, где действовали только тарифы ЕАЭС, теперь возникают нюансы.
На текущий момент законным считается ввоз в РФ автомобилей растаможенных в Армении до 10 октября 2014 года (до вступления страны в Таможенный союз), а также растаможенных после 1 января 2020 уже по тарифам ЕАЭС. Владельцы таких машин могут в любой момент после оплаты утилизационного сбора получить ПТС российского образца и отечественные номерные знаки.
А вот автомобили ввезенные к нам в переходной период 2014-19 годов, с начала 2020 года Федеральная таможенная служба России поставила вне закона. Ведомство признало такие машины иностранным товаром и обязала владельцев уплатить разницу в таможенных пошлинах и налогах. В противном случае нарушителям грозят штрафами за нарушения таможенного законодательства и даже конфискация автомобиля.
А ведь мы помним, что основная масса авто с армянской пропиской была завезена именно в этот переходный период. Всего за пять лет в Россию было завезено свыше 300 тысяч единиц такой техники.
Таможенная служба объясняет свое решение тем, что в Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 года было указано, что республика была обязана обеспечить использование автомобилей, растаможенных по местным правилам, только в пределах собственной территории. Попросту, не должна была пускать их на территорию России.
Однако по тому же договору и российская сторона, в свою очередь, должна была контролировать ввоз этих автомобилей к себе и взимать разницу в платежах. Но, как мы видим, на практике об этом вспомнили только спустя пять лет.
В июле 2020 года в ГИБДД разъяснили порядок действий для владельцев автомобилей с номерами стран ЕАЭС. Граждане РФ, зарегистрировавшие ТС в странах Таможенного союза не считаются участниками международного движения, в случае, если они постоянно проживают на территории России. Тогда, в соответствии с нашим законодательством, они должны в течении 10 дней зарегистрировать машину в родном отделении ГИБДД. Срок отсчитывается с момента ввоза автомобиля в РФ.
За нарушение порядка регистрации владельцу автомобиля грозит штраф от 500 до 800 рублей, при повторных попаданиях — 5 000 р, а особых «рецидивистов» могут лишить водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев. Но есть и «лазейки» — правила не распространяется на автомобили, участвующие в международном движении, а также при условии, что ТС ввезен в Россию на срок менее одного года.
Помимо этого, в 2019 году Правительством РФ было поручено разработать профильным ведомствам меры, позволяющие привлекать водителей с иностранными номерами к ответственности за нарушения ПДД. Проще говоря, научить электронные системы ловить и тех нарушителей, которые скрываются на автомобилях зарегистрированных в другом государстве.
В общем, владельцам автомобилей с армянскими номерами, взятыми в переходный период 2014-2019 годов остается два пути. Или ежегодно ездить на нем в Армению (чтобы автомобиль не находился в РФ более 1 года), либо растаможивать машину по российским правилам.
А порядок растаможки будет тот же, что и в случае с автомобилями из Европы, Америки или Японии. Стоимость для каждого автомобиля индивидуальна и складывается из четырех составляющих: таможенной пошлины, утилизационного сбора, акциза и сбора за оформление на таможне.
Физические лица уплачивают таможенную пошлину в размере от 2,5 евро за 1 куб.см (для авто до 3 лет) до 5,7 евро (для машин старше трех лет). Юридические лица от 1,4 до 3,2 евро за 1 куб.см соответственно.
Расчет утилизационного сбора составляется из базовой ставки (для индивидуальных легковых автомобилей это 20 000 рублей, для коммерческих и грузовых — 150 000 руб.) умноженной на специальный коэффициент, зависящий от возраста ввозимого транспортного средства (0,17 для машин младше трех лет и 0,26 для авто старше этого возраста).
Сбор за таможенное оформление зависит от стоимости автомобиля, указанной в договоре купли-продажи и составляет от 500 до 7 500 рублей. Если сумма сделки указана в валюте, то рублевая стоимость пересчитывается по курсу Центробанка РФ в день оформления.
Наконец, если мощность оформляемого автомобиля превышает 90 л.с., то дополнительно взимается еще и акцизный сбор. Размер его зависит от количества киловатт под капотом, и в отличии от сбора утилизационного, платится даже с электромобилей.
Фото avto-nomer.ru