Этот уникальный вездеход-гигант был создан в СССР для освоения труднодоступных районов Сибири. А руководила его разработкой женщина, что делает данный проект уникальным вдвойне
В ноябре 1961 года Совет Министров СССР выпустил постановление, в соответствии с которым заводу имени Лихачева поручили сконструировать колесный пассажирский снегоход с грузоподъемностью в три и более тонны. На выполнение работ было отведено чуть более года – проект должен был быть сдан уже к 1 января 1963-го.
Но, как это часто у нас бывает, с заданием дотянули до последнего – за дело взялись только в октябре 1962 года, когда пришел запрос из управления автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза о том, насколько успешно продвигается разработка машины.
Оставалось всего два месяца, и дальше ждать было нельзя. Примечательно, что ведущим конструктором назначили женщину, А.Д. Андрееву – впрочем, уже в те годы среди инженеров-автомобилестроителей было немало представительниц слабого пола.
Из-за острой нехватки времени было решено использовать уже готовые узлы и агрегаты, и в качестве донора использовали один из экспериментальных образцов четырехосного грузовика ЗИЛ-135Л. Так будущий снегоход получил силовой агрегат (расположенный в задней части машины), основные детали ходовой части и кабину.
Кузов получился однообъемным, вагонного типа, потому что салон и кожух моторного отсека объединили, изготовив при этом сам кузов из стеклопластика – для снижения веса.
Компоновка шасси не была новой для советских вездеходов – конструкция с тремя равномерно распределенными по колесной базе мостами применялась с середины пятидесятых годов.
Ведущими были передние и задние колеса. В силу особенного предназначения машины сами колеса были огромными – достаточными для того, чтобы проходить снежные сугробы глубиной в человеческий рост.
Кстати, рисунок лося на борту ЗИЛ-Э167 не случаен. Если верить рассказам зиловцев, главный конструктор Грачев решил оснастить снегоход большими и легкими колесами после того, как увидел вышагивающего по снегу длинноногого лося.
Конструкция колес была позаимствована у тягача МАЗ-529Е, колеса (диски изготовили из стеклопластика), а шины изготовили совершенно новые, низкого давления. Дорожный просвет был идеально большим для машниы такого типа – 750 миллиметров.
ЗИЛ-Э167 оснащался сразу двумя мощнейшими двигателями – V-образными бензиновыми ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями и рабочим объемом по шесть литров каждый. Машина была экспериментальной, поэтому не сочли лишней и автоматическую гидромеханическую коробку передач.
Максимальная скорость машины составляла 75 километров в час, а грузоподъемность – 5 тонн. При бешеном расходе топлива (около ста литров на сто километров) ЗИЛ-Э167 имел приличный запас хода, потому что оснащался сразу несколькими бензобаками.
Комфорт салона был весьма относителен, но с уверенностью можно сказать, что мерзнуть ни водителю, ни пассажирам не приходилось: внутри было два отопителя, работавших с помощью тепла жидкостного охлаждения двигателей, дополнительно была установлена дровяная алюминиевая печь.
Снежный ЗИЛ был готов, и уже в январе 1963 года машину погнали на подмосковную целину на испытания. В течение двух лет опытный образец тестировали, а в 1965-м единственный экспериментальный экземпляр отправили на строительство газопровода в Сибири.
Там ЗИЛ-Э167 использовали в качестве тягача и пассажирского автомобиля в труднодоступных местах. Но несмотря на практический успех модели, интерес правительства к проекту угас, и серийного производства в итоге так и не получилось.
Источник: 5koleso.ru