Российские марки автомобилей: существующие и канувшие в историю

Автор: Дмитрий Крылосов

Последние несколько десятилетий российский автопром переживает не самые лучшие времена, причем особенно тяжело отрасли приходится в последние годы. Машины отечественных марок как правило уступают моделям зарубежных производителей и остаются конкурентоспособными только благодаря более привлекательной цене.

При этом на рынке Советского Союза, а затем и в современной России, было немало различных автопроизводителей. Некоторые из них до сих пор работают, в то время как другие стали частью истории. В данной статье перечислены марки автомобилей российского производства.

Действующие российские марки авто

Aurus

Год основания: 2012
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: ООО «Аурус»
Последние новости Aurus
 

Российская марка автомобилей Aurus была основана в две тысячи двенадцатом. Свое название она получила от латинского слова «Aurum», которое в переводе означает «золото». Бренд был создан специально для выпуска роскошных автомобилей представительского класса, а первая модель (седан Senat) была запущена в серию лишь в две тысячи восемнадцатом.

Российский седан Aurus Sedan

Изначально производство машин велось силами института НАМИ, но затем их сборку наладили на мощностях предприятия Sollers в Елабуге. Параллельно в гамме появился внедорожник Kommendant. В настоящий момент оба представленных автомобиля доступны в нескольких вариантах исполнения. К примеру, их можно заказать в бронированном виде.

Между тем, компания Аурус продолжает расширять модельную гамму. В разработке находится минивэн Arsenal, а также мотоцикл для сопровождения кортежей Merlon. В руководстве марки рассчитывают, что со временем продукция бренда будет востребована не только в России, но и за рубежом (например, в Европе, Азии и Южной Америке).

GAZ

Год основания: 1932
Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
Основатель: н.д.
Последние новости ГАЗ
 

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен в 1932 году и вскоре на его мощностях началось производство грузовых автомобилей. К слову, одним из самых популярных грузовиков марки был ГАЗ-51, который выпускался с 1946 по 1975 гг, разойдясь суммарным тиражом почти 3,5 млн машин.

Горьковский автозавод (ГАЗ)

В советское время Горьковский автозавод выпускал также и легковые модели. Среди них легендарная ГАЗ-М20 «Победа» и появившийся в пятидесятых ГАЗ-12 «ЗИМ». Позже на предприятии также налажено производство «Волг» и «Чаек».

В настоящие дни модельный ряд компании представлен исключительно коммерческим автотранспортом. К примеру, на заводе в Нижнем Новгороде ведется сборка грузовиков Валдай, Газель и Соболь.

Lada

Год основания: 1966
Штаб-квартира: Тольятти, Россия
Основатель: ЗАО АвтоВАЗ
Последние новости Lada
 

Именно Лада является, пожалуй, самой известной российской маркой автомобилей, история которой началась в 1960-ых гг, когда в Тольятти был построен Волжский автомобильный завод. Первой моделью предприятия стал ВАЗ-2101.

В народе последний прозвали «копейкой». Это была не совсем самостоятельная разработка советских инженеров — машину построили на базе FIAT 124, хотя и с использованием местных комплектующих.

Волжский автозавод в Тольятти

ВАЗ-2101 и его модификации продержались на рынке вплоть до 1988 года, а суммарный тираж достиг 4,8 млн авто. Затем последовало несколько не менее популярных моделей, среди которых стоит отметить ВАЗ-2106, выпускавшийся на протяжении 30 лет — с 1976 по 2006 гг.

Заметим, что автомобили ВАЗ были востребованы не только в СССР. Их также поставляли и в ряд других стран, причем под экспортным названием «Lada», которое впоследствии прочно закрепилось в качестве основного наименования марки.

АвтоВАЗ остается крупнейшим российским автопроизводителем и сегодня. За последние годы компания обновила модельный ряд, причем ряд свежих моделей (например, Granta и Vesta) стали на рынке настоящими бестселлерами.

Москвич

Год основания: 1930
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: Александр Андронов
Последние новости Москвич
 

Первые годы своего существования построенный в Москве завод занимался сборкой моделей ГАЗ, но в послевоенное время здесь наладили производство легковушек под новой маркой «Москвич».

Первой моделью бренда стал «Москвич-400», который был запущен в серию в 1946 году. Это была точная копия Opel Kadett K38, созданная по вывезенным из окупированной Германии чертежам.

Завод Москвич

Перезапуск завода Москвич

Марка «Москвич» быстро стала народной, а самыми успешными моделями в ее истории считаются автомобили с индексами «408», «412» и «2142». Бренд был на пике популярности в 1970- и 1980-ых гг, но после распада СССР столичное предприятие столкнулось с серьезными трудностями.

В 2002 году «Москвич» был признан банкротом, а его завод перешел в собственность Renault. В двадцать втором году из-за санкций французы отказались от предприятия, и легендарная некогда марка была возрождена.

В настоящий момент столичный завод вновь выпускает «Москвичи», правда, пока это модели не самостоятельно разработки, а перелицованные «китайцы» от компании JAC.

КАМАЗ

Год основания: 1969
Штаб-квартира: Набережные Челны, Россия
Основатель: н.д.
Последние новости КамАЗ
 

Камский автомобильный завод или просто «КАМАЗ» является крупнейшим российским производителем грузовиков. Его история берет начало в 1969 году, когда власти СССР подписали постановление о строительстве производственного автокомплекса в Набережных Челнах.

Выпуск грузовиков на заводе КАМАЗ

Первый грузовик челнинской марки был готов лишь в семьдесят шестом — это был восьмитонный КАМАЗ-5320. При этом уже спустя два года с конвейера местного предприятия сошла стотысячная машина.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

В последующие годы КАМАЗ только продолжал набирать обороты, расширяя модельный ряд и увеличивая объемы производства. Помимо грузовиков, компания даже наладила сборку легендарной малолитражки — ВАЗ-1111 «Ока».

Девяностые для завода выдались тяжелыми, но бренд сумел преодолеть все трудности. В настоящий момент модельный ряд КАМАЗа представлен самыми разнообразными транспортными средствами, среди которых есть автобусы, магистральные тягачи и самосвалы.

УАЗ

Год основания: 1941
Штаб-квартира: Ульяновск, Россия
Основатель: н.д.
Последние новости УАЗ
 

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) был основан в начале Второй мировой войны. Сначала он именовался как «Завод имени Сталина», а на его мощностях собирали авиационные боеприпасы. Первый автомобиль здесь собрали в 1947 году — это был грузовик ГАЗ-АА.

В послевоенные годы УАЗ начал специализироваться на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости под собственной маркой. В 1961-ом на свет появляется, пожалуй, самая легендарная модель бренда — УАЗ-451, который в модифицированном виде предлагается даже сегодня и известен в народе как «Буханка».

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)

В семьдесят первом на заводе начинают выпускать внедорожник УАЗ-469. Он также становится настоящей легендой-долгожителем — его современная версия продается как «УАЗ Хантер».

В настоящее время Ульяновский автозавод продолжает выпускать внедорожники и легкий коммерческий автотранспорт (например, семейство грузовиков Профи). Машины данной российский марки хоть и считаются архаичными, но их любят и ценят за высокую проходимость и неприхотливость.

Spetsteh LLC

Год основания: 1967
Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
Основатель: н.д.
 

Вездеход от Spetsteh LLC

Малоизвестная компания, которая занимается производством спецтехники (преимущественно колесных и гусеничных вездеходов), предназначенной для газовых и нефтяных компаний, геологов, охотников и спасателей.

Продукция ООО «Спецтех» также состоит на вооружении российской армии, а в небольшом количестве поставляется на импорт. В современной гамме производителя числится порядка 20 различных моделей вездеходов.

Российские марки авто, прекратившие свое существование

Avtokam

Год основания: 1989
Штаб-квартира: Набережные Челны, Россия
Основатель: Григорий Рысин
 

Autokam Ranger

Компанию «Avtokam» основали Ивановский завод тяжелого станкостроения, Химический завод им. Л. Я. Карпова и фирма Interlap. Выпускать машины она начала в 1991 году на собственном предприятии в Ульяновске.

Это были внедорожники Autokam Ranger и Autokam 2160. Массовой популярности они не снискали, и уже во второй половине девяностых фирма прекратила свое существование.

Derways Automotive Company

Год основания: 2003
Штаб-квартира: Черкесск, Россия
Основатель: Mercury Group
 

В свое время фирма Derways Automotive Company стала одним из первых частных автопроизводителей в России. Она заключила договор с Lifan и построила в Черкесске завод, позволяющий ежегодно выпускать до 75 000 машин.

Derways Cowboy

Первой моделью бренда стал внедорожник Derways Cowboy, который был создан на базе китайского шасси. Затем на предприятии также наладили сборку пикапа Plutus (по-сути был копией американского Chevrolet Colorado) и автомобилей Lifan Breez.

С две тысячи пятнадцатого спрос на автомобили бренда Дервейс резко упал. В две тысячи восемнадцатом предприятие в Черкесске и вовсе закрылось, а оборудование в цехах демонтировали для уплаты накопившихся долгов.

Dragon Motors

Год основания: 1983
Штаб-квартира: Ульяновск, Россия
Основатель: Геннадий Хаинов
 

Компания из Ульяновска, занимавшаяся тюнингом и производством внедорожных транспортных средств. Ее первая модель под названием «Лаура» была представлена в 1985 году и удостоилась множества наград.

Внедорожник Dragon Motors

С тех пор фирма выпустила еще несколько любопытных машин, среди которых были внедорожники Astero и Jump!, созданные на базе УАЗов. Большинство проектов существовало в единичных экземплярах, а некоторые и вовсе были прототипами (например, ЛуАЗ-Прото).

Компания Драгон Моторс просуществовала до 2012 года, после чего была закрыта. Ни одна из ее моделей массовой так и не стала, а выпущенные автомобили осели в руках коллекционеров и энтузиастов.

Marussia Motors

Год основания: 2007
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: Андрей Чеглаков, Ефим Островский и Николай Фоменко
 

Фирма Marussia Motors была основана в две тысячи седьмом и сразу же громко заявила о себе анонсом двух суперкаров «B1» и «B2», разработанных совместно с экс-гонщиком «Formula Racer» Николаем Фоменко.

Николай Фоменко и суперкар Marussia B2

У компании были большие амбиции, и она активно участвовала в различных выставках, однако до полноценного серийного производства ни одна из моделей так не дотянула.

В 2014 году Marussia Motors со скандалом прекратила свое существование, хотя к тому моменту по стране уже было запущено несколько шоу-румов. Фирма оставила после себя уйму долгов и несколько десятков автомобилей различной степени готовности.

Волга

Год основания: 1946
Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
Основатель: ГАЗ
 

Бренд «Волга» появился благодаря альянсу Горьковского автозавода с Ford и в народе быстро стал «престижным», так как преимущественно на автомобилях марки ездила партийная номенклатура.

Первая «Волга» была выпущена в 1956 году — это был ГАЗ-21 «Волга». О такой машине в свое время мечтали миллионы граждан СССР, а еще она вполне успешно экспортировалась в другие страны.

ГАЗ-21

В 1968 году в гамме появился ГАЗ-24, который долгое время считался топовой моделью советского автопрома. На конвейере такая «Волга» и ее многочисленные модификации продержались очень долго.

В лихие девяностые ГАЗ (как и российский автопром в целом) переживал не лучшие времена. На предприятии предприняли несколько попыток выпустить более-менее современную «Волгу», но успешной ни одна из них так и не стала.

В начале двухтысячных история бренда прервалась, ну или, если угодно, была поставлена на паузу, которая длится до сих пор. При этом классические «Волги» пользуются хорошим спросом на вторичке. Их любят коллекционеры и энтузиасты во всем мире.

ЗИЛ

Год основания: 1916
Штаб-квартира: Москва, Россия
Основатель: Иван Алексеевич Лихачев
 

В свое время Завод имени Лихачева (ЗиЛ) стал первым автомобилестроительным предприятием в тогда еще Российской империи. Преимущественно на его мощностях собирали грузовики. К слову, за годы своего существования предприятие выпустило более 7,8 млн грузовых машин.

Впрочем, были в модельном ряду и легковушки, да еще какие — на столичном заводе велась сборка роскошных лимузинов, которые предназначались для высших чинов государства (на одной из таких машин в свое время ездил сам Сталин).

Завод имени Лихачева (ЗиЛ)

Заметим, что именно ЗиЛ выпустил первую советскую машину представительского класса. Это была модель ЗИС-101 (в те годы предприятие называлось «Завод имени Сталина»). Затем на ее базе было построено немало других моделей и модификаций.

К сожалению, в настоящий момент марка «ЗиЛ» не существует. Свой последний автомобиль столичный завод выпустил в 2016 году (это был грузовик ЗиЛ 43276Т), после чего его цеха были демонтированы.


Наш Telegram