Из-за военной операции на территории Украины, западные страны уже начали применять в отношении к России различного рода санкции. Последние могут оказать сильное влияние на наш автомобильный рынок. Эксперты портала «За рулем» разобрали несколько вариантов развития событий, и ни один из них ничего хорошего не сулит.
Уход с рынка ряда марок и рост цен
Страны Запада могут применить так называемый «финансовый удар». Последний чреват следующими санкциями: делистинг акций российских компаний с международных бирж, запрет на валютные транзакции российских банков, запрет на торговлю российскими долговыми обязательствами, а также отключение отечественных банков от международной платежной системы SWIFT.
Подобные меры приведут к дальнейшему росту курса иностранных валют и уходу с рынка целого ряда автомобильных марок, у которых в России нет собственных сборочных предприятий.
К слову, в нашей стране объемы продаж у таких компаний и сейчас невысокие, а в случае принятия соответствующих санкций и вовсе упадут до критически низких значений. А вот не имеющие прописку в России премиальные бренды в строю скорее всего останутся, но их продукция резко подорожает и станет доступна еще более узкому кругу лиц.
Технологические ограничения
Помимо финансовых санкций, на Россию также может быть наложен и целый ряд «технологических» ограничений. При таком раскладе нашей стране перекроют доступ к целому ряду передового оборудования и новым IT-технологиям.
В свою очередь это чревато тем, что в России будут свернуты продажи практически всех новых моделей автомобилей, которые так или иначе «напичканы» электроникой.
Запрет на поставку микрочипов
Самый негативный вариант развития событий — полное прекращение поставок электронных полупроводников и содержащей их продукции. В этом случае без комплектующих для сборки новых машин останется даже отечественный АвтоВАЗ.
К слову, США уже обсудил с Тайванем и Японией (ведущие производители полупроводников) возможное прекращение поставок микрочипов в Россию и даже достиг определенной договоренности.
Если против нашей страны будут введены столь суровые санкции, то российский авторынок как таковой просто перестанет существовать, а в строю останется лишь вторичка.
Тут на выручку может прийти Китай, который запустит на территории России собственные производства по выпуску полупроводников и изготовлению различных микросхем. Плюс наша страна может научиться делать соответствующую электронику и сама.
Однако на все это уйдут годы, в течение которых россиянам придется либо полностью отказаться от личного транспорта, либо ездить на «бэушках».
Китайские марки укрепят позиции в России
В нынешних реалиях некоторые автомобильные компании могут покинуть российский рынок и без каких-либо на то экономических причин — под давлением правительств западных стран, а то и вовсе по собственной инициативе.
При этом можно с уверенностью сказать, что АвтоВАЗ и УАЗ продолжат работу. Плюс останутся в строю и китайские производители, которые, вероятно, при введении санкций (особенно строгих) лишь упрочат свои позиции на нашем рынке, воспользовавшись уходом европейских, корейских и японских конкурентов.
Чем может ответить Россия?
Любопытно, что на перечисленные выше санкции России есть чем ответить, причем достаточно болезненно. К примеру, для изготовления все тех же микросхем мировые производители применяют лазерные установки. Для работы последних необходим инертный газ неон, и наша страна как раз является поставщиком 90% объемов данного газа на мировой рынок.
Таким образом, если Запад решит оставить Россию без полупроводников и микросхем, то Россия может оставить Запад без неона, столь необходимого для выпуска любой продвинутой электроники. При таком раскладе у «разбитого корыта» останутся обе стороны.