Некоторые автомобилисты меняют колесные диски из-за банального повреждения последних, в то время как другие делают это из соображений комфорта или эстетики. Так или иначе, перед заменой сначала нужно выбрать новые колеса, и здесь главное не ошибиться.
Дело в том, что диски для авто подбирают с учетом целого ряда параметров, во многообразии которых очень легко запутаться. В данной статье приводим подробную расшифровку параметров колесных дисков, чтобы сделать правильный выбор.
Содержание:
Виды дисков
Представленные на рынке колесные диски бывают трех основных типов, а именно: 1) штампованными, 2) литыми и 3) коваными. Каждый из них имеет ряд особенностей, плюсов и недостатков.
Штампованные диски — самые дешевые и простые. Для их изготовления используется обычная сталь, которая затем покрывается эмалью. Как правило, такие колеса ставят на базовые комплектации большинства бюджетных моделей.
Помимо низкой цены, к плюсам штампованных дисков можно отнести устойчивость к повреждениям: при ударе они не ломаются, а мнутся, за счет чего затем их можно отремонтировать, а не менять на новые.
Что касается минусов, то штампованные катки являются самыми тяжелыми (+15-20% по сравнению с аналогичным литьем и +30-40% при сравнении с кованными).
А еще они представляют собой сугубо функциональное изделие, так что имеют непрезентабельный внешний вид. К слову, иногда красоты ради их прикрывают декоративными пластиковыми колпаками.
Литые диски изготавливают из более легкого сплава (как правило, алюминия, магния и титана), так что они легче штампованных. Они бывают самого разного дизайна, а значит автолюбитель сможет подобрать вариант конкретно под внешний вид своего авто.
На рынке литые диски почти также широко распространены, как и штампованные. Такие колеса имеют более высокий ценник, а их ремонтопригодность оставляет желать лучшего — при сильном ударе литье может потрескаться, а в процессе ремонта сваркой — потерять свои изначальные свойства.
Кованые диски на рынке не столь распространены по причине куда более высокой цены, но при этом являются наиболее качественным, прочным и легким видом колес из числа перечисленных выше. Изготавливают их методом горячей объемной штамповки, так что даже самом сильном ударе они не разрываются, а только деформируются.
Есть еще сборные (составные) диски, которые, как не трудно догадаться, состоят сразу из нескольких отдельных деталей. Правда они являются своеобразной экзотикой и их доля на рынке ничтожно мала.
Монтажный диаметр диска
Диаметр окружности диска в дюймах (так называемый «монтажный» диаметр) — является основным и самым важным параметром. Указывается в дюймах, причем для его обозначения используется литера «R» (из-за этого многие его путают с радиусом). Например, если в названии фигурирует сочетание «R17», то речь идет о 17-дюймовых дисках и т.д.
Автопроизводители указывают для каждой модели машины ряд допустимых диаметров дисков. Данная информация содержится либо на наклейках в дверных проемах, либо в руководствах по эксплуатации.
При желании владелец может попробовать установить на автомобиль диски на дюйм меньше или больше рекомендуемых, однако следует быть готовым к тому, что это отразится на работе подвески, а также ускорит износ ходовой части.
Чаще всего автомобилисты меняют стоковые колеса на диски большего диаметра, так как они лучше смотрятся в колесных арках. В этом случае стоит понимать, что в угоду красоте приносится комфорт — на плохих дорогах авто будет ощущаться куда жестче, чем раньше.
Ширина диска
Также является одним из основных параметров. Указывается в дюймах и обозначается буквой «J». К примеру, если на диске вы видите индекс «5,5J», то его ширина составляет 5,5 дюймов.
Как и в случае с посадочным диаметром, автопроизводители указывает допустимую ширину диска для каждой из своих моделей авто. Данный параметр оказывает прямое влияние на геометрические характеристики авто.
А еще ширину диска обязательно нужно знать при подборе покрышек: на относительно широкий диск «надеть» менее широкую шину просто не получится.
Вылет диска (ET)
Если говорить по-простому, то вылет диска (обозначается ET и измеряется в миллиметрах) представляет собой соотношение центральной оси диска и места крепления диска к ступице. Бывает положительным, нулевым и отрицательным.
Если диск крепится непосредственно к самой своей середине, то его вылет равен нулю. Положительный вылет бывает, когда крепление расположено ближе к внешней стороне диска, за счет чего большая часть самого диска оказывается спрятана внутри колесной арки.
Отрицательный вылет — это когда крепление расположено ближе к внутренней стороне диска, за счет чего большая часть диска выступает наружу. Чаще всего такие колеса можно увидеть на приметных тюнингованных авто.
Вылет диска не только влияет на посадку колес в арках, но и оказывает непосредственное влияние на работу подвески и ступичных подшипников. При неправильном вылете увеличивается или уменьшается колея автомобиля, а также происходит повышенный износ компонентов ходовки.
Диаметр центрального отверстия (DIA)
В характеристиках диска чаще всего обозначается как «DIA», «Dia» или просто «D». Опять таки относится к первостепенным параметрам, поскольку если выбрать диск с центральным отверстием меньше требуемого, то установить его не удастся.
Если же напротив взять диски с более крупным центральным отверстием, то для их центровки на ступице потребуются центровочные кольца — без них будут наблюдаться биения и вибрации.
Число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD)
Речь идет о так называемой «разболтовке», а именно количестве отверстий и диаметре окружности, на которой они расположены. К слову, английская аббревиатура PCD как раз и расшифровывается как «Pitch Circle Diameter» или «диаметр окружности».
На колесных дисках может быть как минимум три крепежных отверстия, но, как правило, их 4-6. Точное число варьируется от модели к модели. Более того, на быстрые и тяжелые авто обычно ставят диски с увеличенным количеством крепежных отверстий.
Следует использовать исключительно диски с подходящими параметрами разболтовки, даже если разница в диаметре окружности двух моделей кажется незначительной (например, 4×98 и 4×100).
Если же выбрать диски с неподходящей разболтовкой, то правильно затянутым окажется лишь одно крепление, в то время как остальные окажутся смещены относительно центра. Это станет причиной биения колеса.
Конечно, в этом случае решить проблему можно с помощью использования болтов с «плавающим конусом», вот только зачем прибегать к «костылю», когда можно обойтись и без него.
Форма крепежных отверстий
Этот параметр можно отнести к второстепенным, так как он влияет на выбор болтов или гаек, которые будут использоваться для установки диска.
Если речь идет о штампованных дисках, то для их крепления обычно применяются болты и гайки, которые имеют лишь слегка коническую форму плоскости, прилегающую к диску при затяжке. Ну а конкретно болты для крепления используются достаточно короткие. Это связано с тем, что в отличие от всех прочих штампованные диски имеют небольшую толщину.
В свою очередь литые диски заметно толще и имеют крепежные отверстия более конической формы. А еще у некоторых моделей посадочное место крепежного отверстия может быть рассчитано на использование крепежа с плоской или полусферической рабочей частью.
Плюс стоит отметить упомянутые выше болты с «плавающим конусом», у которых рабочая коническая часть выполнена в виде отдельного кольца, надетого на болт. При затяжке она смещается относительно продольной оси болта, что позволяет частично компенсировать небольшое несоответствие PCD диска требуемым параметрам.
Наличие хампов
Хампом называется круговой выступ на наружной поверхности диска. Нужен для фиксация бескамерной шины на диске. К слову, характерные хлопки в процессе шиномонтажа как раз являются звуком «посадки» резины в момент преодоления бортом хампа.
В современных реалиях почти все диски имеют хампы, то есть рассчитаны на установку бескамерных шин. Столкнуться с их отсутствием могут лишь водители, желающие поставить на машины ретро-диски.
Последним необходимы камерные шин, хотя при желании «обуть» их можно и в бескамерную резину. Правда, в этом случае геометрическая посадка вряд ли будет идеальной, что может отразиться на безопасности движения: при недостаточном давлении в повороте одно из колес может запросто «разуться».