Постепенно все современные автомобили переходят на высокотехнологичную светодиодную оптику. Однако и у этой новой технологии есть свои изъяны, о которых рассказали эксперты издания «За рулем».
Плюсы светодиодов налицо. Такие источники света значительно ярче привычных галогенок, у них лучший КПД, а также куда более долгий срок службы. Однако если LED фары выходят из строя, отремонтировать их не выйдет — придется заменять весь элемент целиком. А стоит подобная оптика весьма недешево.
Впервые светодиодные фары начали серийно устанавливать около 20 лет назад. Первоначально они прижились в задних фонарях и дополнительных стоп-сигналах, чуть позже стали применяться в дневных ходовых огнях и поворотниках. А теперь добрались до ближнего и дальнего света. Так долго LED-оптика добиралась до массового потребителя из-за технологически более сложного процесса изготовления.
Чтобы обеспечить светом задние фонари, ДХО и габариты большая мощность не нужна — здесь достаточно просто обозначить автомобиль. А вот чтобы дать передним фарам достаточно яркий свет, способный освещать дорогу на десятки метров, требуется немалая мощность. Последняя приводит к большому нагреву, который светодиоды, как и любые проводники, не выдерживают. Потому приходится комплектовать их специальными радиаторами охлаждения и вентиляторами обдува.
Сегодняшняя LED-оптика строится по т.н. матричной технологии. Она состоит из множества маленьких и отдельно управляемых светодиодов, которые по необходимости могут увеличивать свет (чтобы лучше осветить пространство и раньше увидеть препятствия) или приглушать его(например, чтобы не слепить пешеходов или встречный автомобиль).
Срок службы светодиодной фары, по заверениям производителей, не менее 15 лет. Однако для любого современного автомобиля это далеко не предельный срок эксплуатации, а только начало «зрелости». Следовательно, настанет тот день, когда световой прибор необходимо будет заменить, а это совсем не дешевая история.
Например, средняя цена на задние LED фонари составляет около 500 евро за единицу, а за передние фары — 1 500 евро. На автомобили премиум сегмента ценник может доходить и до 4 500 евро и выше. Безусловно, диодная оптика живет гораздо дольше стандартных «галогенок», но и она со временем приходит в негодность, теряя яркость.
LED фара считается изношенной и подлежит замене, если излучаемый ею световой поток падает более, чем на 70%. На ресурс светодиодов также влияет качество охлаждения и рассеивания тепла в модулях, особенно от полупроводникового слоя («перехода»). Как было отмечено выше, светодиоды весьма чувствительны к температуре: чем она больше — тем выше износ.
С одной стороны, фара подвержена нагреву от окружающей среды (жара, солнечное воздействие), с другой — от элементов подкапотного пространства (двигатель, радиатор). Все это сокращает срок службы светодиода.
Следовательно, он может иметь более короткую или более длинную жизнь в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля. Попадание грязи, влаги, отказы управляющей электроники, наконец, просто плохое качество сборки также могут влиять на преждевременный выход фары из строя.
Замена светодиодной оптики влетает в копеечку, при этом невозможно отремонтировать отдельные ее части — все корпуса опломбированы, а порядок ремонта не разглашается. Это значит что все LED фары или фонари в случае отказа подлежат лишь полной замене. Отдельно возможно поменять лишь находящуюся вне корпуса управляющую электронику.
В будущем, возможно, производители либо научатся изготовлять светодиодную оптику, рассчитанную на весь срок службы автомобиля, либо разработают концепции ремонтопригодности этих изделий. Тогда, скорее всего, устаревшие морально галогенки и можно будет списывать со счетов.