Как не наломать дров при езде в ливень: 7 правил безопасного вождения в дождь

Далеко не все водители осознают, что на мокрой дороге автомобиль ведет себя несколько иначе, нежели на сухой. Меж тем, по статистике, именно в дождливую погоду наблюдается значительный рост ДТП.

Конечно, в современных автомобилях достаточно большое количество различных электронных ассистентов, не позволяющих допускать ошибки при вождении, но и они не всесильны. Поэтому, дабы обезопасить себя, будет нелишним соблюдать кое-какие простые правила поведения на мокрой трассе, составленные экспертами «За рулем».

Правило 1. Увеличение дистанции

В дождь необходимо держать дистанцию, как минимум, вдвое большую, чем при сухой погоде. Даже на суперкрутых покрышках и с отличными тормозами в мокрую погоду коэффициент сцепления с дорожным покрытием снижается, увеличивая тормозной путь.

Кроме того, прижимаясь к впереди едущему автомобилю, вы получите дополнительную порцию «душа» в виде водяной пыли, вылетающей из под его колес, что еще сильнее ухудшает видимость.

Правило 2. Автомобиль — не катер

Иногда на землю спускается столь большое количество осадков, что с ними не справляются ливневые канализации (если таковые вообще есть и нормально функционируют). Лужи в таком случае могут превращаться в самые настоящие озера.

В этом случае лучше воздержаться от поездок куда-либо, но если уж ехать все же пришлось, то делать это следует с крайней осторожностью. Во-первых, не заезжать в подобную лужу, не зная что скрывают ее мутные воды (не исключено, что там может оказаться глубокая яма или открытый люк).

Во-вторых, нельзя «залетать» в крупную лужу на скорости, и не только потому, что вы можете здорово окатить идущих рядом пешеходов. Подобное прохождение грозит целой кучей неприятностей: аквапланированием, заливанием воздухозаборников с последующим гидроударом и даже потерей номерных знаков. Малоприятное занятие — стоя в луже? искать в грязной воде оторвавшийся номер. А не найдя — получить немало головной боли при его восстановлении в ГИБДД.

Если есть возможность хотя бы двумя колесами объехать лужу посуху, стоит это использовать — даже в этом случае шансы проехать новообразованное «озеро» безопасно возрастают на порядок.

Правило 3. Свет дает вам силу

Во время дождя видимость действительно значительно ухудшается, и даже включенные фары вряд ли сильно помогут. Зато они помогут обозначить ваш автомобиль в потоке, особенно если цвет кузова не особо кричащий, а, например, серый или черный. Причем лучше в данном случае не ограничиваться дневными ходовыми огнями, а включить сразу ближний свет — в этом случае включатся и задние габариты.

Можно также подключать и противотуманные огни спереди, если они имеются. А вот задние противотуманки по правилам предписывают использовать лишь во время тумана.

Правило 4. Дворники

Если ваш автомобиль при дождливой погоде движется по трассе со скоростью 100 км/ч, вам необходимо видеть дорогу примерно на 150 метров вперед. Смотрите сами, в среднем, за одну секунду машина с такой скоростью преодолевает около 28 метров. В случае возникновения экстренной ситуации среднестатистическому водителю требуется около 0,7 с, чтобы все осознать и начать торможение (т.е. авто успевает проехать еще метров 20). Тормозной путь с такой скорости на мокром покрытии — примерно 128 метров.

Поэтому очень важно во время дождя обеспечить нормальную видимость, в чем чуть ли не единственный вам помощник — дворники. Необходимо включать их, как только начинается дождь. А на трассе, при обгонах и приближении встречного транспорта (особенно на узких дорогах), нужно заранее переключать их в «быстрый» режим, чтобы не допустить от него кратковременного ослепления брызгами из под колес.

Щетки стеклоочистителя — не та вещь, которую следует особо беречь, но и экономить на них тоже не стоит — от этого зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. Стоят они не очень дорого, вариантов на рынке огромное количество, причем на любой автомобиль и кошелек. В среднем, на бюджетный авто, типа Hyundai Solaris или Lada Granta, можно взять хороший комплект дворников не дороже 1 000 рублей. Меняются они, как правило, раз в полгода.

Правило 5. Не суетиться

Выше было отмечено, что коэффициент сцепления колес с мокрым покрытием гораздо хуже, нежели с сухим. От этого не только увеличивается тормозной путь, но и запаздывают реакции на руль, не всегда, кстати, заметно для водителя. От этого можно ошибиться с правильной траекторией движения.

В современном автомобиле от подобных неприятностей страхует электроника, но и она может не подействовать, особенно при резком маневре в экстремальной ситуации. И тогда машина рискует уйти в неконтролируемый занос, с которым и опытный водитель не всегда в состоянии справиться.

Правильно выходить из заносов обычно учат в школах контраварийной подготовки, коих сейчас достаточно большое количество, особенно в крупных городах. Стоимость такого обучения может достаточно прилично отличаться в зависимости от технической школы и «крутости» инструкторов, но в среднем составляет около 10 000 рублей.

Правило 6. Нет обочинам!

Если во время сильного дождя вам необходимо сделать остановку, особенно на загородной трассе, старайтесь избегать грунтовых обочин. По возможности выбирайте обочины с твердым покрытием, а лучше и вовсе асфальтовые площадки для отдыха и автозаправки.

Грунтовая обочина в дождливую погоду раскисает и становиться весьма скользкой. В результате автомобиль, особенно с «лысеватыми» покрышками рискует при остановке проскользить прямиком до кювета.

Стартовать с такого покрытия тоже небезопасно — гораздо больше потребуется времени на то, чтобы нормально разогнаться для встраивания обратно в поток. Не говоря уже о том,что всю эту глиняную грязь вы затащите на дорогу, ухудшая сцепление с трассой всем последующим участникам движения.

Кроме того, сама по себе остановка автомобиля на обочине во время дождя — это опасная малозаметная помеха. Поэтому не забывайте включать «аварийку» и лучше надолго там без надобности не задерживайтесь.

Правило 7. Аквапланирование

Аквапланирование — вещь неприятная, но проходит быстро. Хоть ваш автомобиль и начинает «парить» над дорогой, отключив всякую реакцию, длится это буквально несколько мгновений.

Главное в этот момент — не дергаться, не пытаться тормозить или крутить рулем, потому что в любой момент сцепление с дорогой может резко восстановиться и такой неудачный маневр обернется печальными последствиями. А чтобы и дальше не попадать в это специфическое физическое явление, достаточно просто немного снизить скорость.

Читайте также: Как защитить автомобиль от града: подготовиться лучшее заранее

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен Самые ожидаемые новинки авто 2020


Популярные материалы