Известно, что автомобиль с автоматической коробкой передач расходует топлива в среднем на 10-15% больше, чем аналогичный оборудованный механической трансмиссией. Именно поэтому методы снижения расхода топлива для автомобилей с АКПП приобретают особую актуальность.
Существуют универсальные способы экономии топлива, которые подходят для автомобилей с трансмиссией любого вида. К ним относятся следующие:
— Снижение веса транспортного средства;
— Улучшение аэродинамики;
— Регулярное техобслуживание;
— Правильный выбор моторного масла;
— Контроль за давлением в шинах и развалом-схождением колес;
— Утепление и подогрев двигателя в холодное время года и пр.
В автомобилях с механикой приходится также следить за оборотами двигателя и вовремя переключать передачи. Водители машин с АКПП лишены такой возможности контроля за расходом топлива. Поэтому для них эффективным средством экономии является правильная эксплуатация и выбор оптимального режима вождения. Для этого водителю необходимо знать, как правильно пользоваться коробкой-автоматом.
У всех автоматических коробок передач имеется набор режимов и функций, правильное использование которых позволяет не только экономить топливо, но и сделать движение более комфортным и безопасным, а также может продлить срок службы машины.
При использовании стандартного режима движения (обычно он обозначен буквой D — «Drive») экономия топлива во многом зависит от стиля езды. Плавный набор скорости и аккуратное торможение снижают расход бензина, а резкое нажатие на педаль акселератора, соответственно, его увеличивает. Размеренная езда без ненужных ускорений и торможений является главной предпосылкой экономного расхода топлива на автомобилях, оборудованных АКПП.
Дополнительным средством контроля расхода топлива на автомобилях с коробкой-автоматом являются специальные режимы вождения, которые обычно обозначаются «4-3-2-L» и предназначаются для особых условий. Цифра указывает на используемое количество ступеней, «L» — это режим, при котором переключение на повышенную передачу не осуществляется и двигатель может разогнаться до максимальных оборотов. Естественно, что на специальных режимах расход топлива будет увеличиваться. Поэтому использовать их следует только в случае необходимости — крутые подъемы, гололед, пробки и т.п.
Многие АКПП предполагают наличие режима ручного переключения с помощью кнопок «+» и «-» (Типтроник или Стептоник). Он предназначен для сложных условий вождения.
Режим «Sport» при активации включает пониженную передачу, что дает возможность совершить обгон с большим ускорением. Этот режим требует дополнительного расхода топлива и для обычных условий его лучше не использовать.
Существует довольно распространенное заблуждение, что переключение в режим «N» (Нейтраль) позволяет экономить топливо. Это делать ни в коем случае нельзя, так как данный режим является экстренным и предназначен в основном для буксирования автомобиля на небольшие расстояния.
В «зимнем» режиме («Winter» или «Snow») переключение на повышенную передачу осуществляется на меньших оборотах мотора. При очевидной экономии топлива на этом режиме растет нагрузка на трансмиссию и поэтому изготовители не рекомендуют его использовать не по назначению.
Необходимо также отметить, что в некоторых моделях автоматических коробок передач имеется дополнительный экономичный режим (обычно он обозначается «Е» или «Econom»). При его использовании топливо экономится наиболее эффективно, а передачи переключаются максимально плавно. Для любителей спокойной манеры езды он поможет не только наслаждаться вождением, но и сэкономить немало денег.