Очень редкие версии первого «Москвича»: о таких модификациях почти никто не слышал

Автор: Дмитрий Крылосов

Самый первый «Москвич» существовал в самых разных обличьях — и оставил яркий след в истории советского кино. Выпуск модели на заводе МЗМА начали в 1947 году, когда широко отмечали 800‑летие Москвы, и параллельно занялись развитием темы, причем как в СССР, так и в Германии.

Естественный отбор

А ведь немцы в контролируемых СВАГ бюро работали и на более дальнюю перспективу, причем часть проектов затевали по собственной инициативе. Для Москвича, в частности, разрабатывали автоматическую и полуавтоматическую коробки передач. Полуавтомат с гидромуфтой позволял переключать передачи без выжима сцепления.

Редкие версии самого первого "Москвича"

В Шварценберге изготовили опытные фургон, универсал и даже шестиместный стретч: удлиненный в базе на 500 мм седан немцы предлагали в качестве такси. Цельнометаллический фургон унифицировали с аналогичным универсалом. Сделали и деревометаллический универсал, не требующий больших сложных штамповок.

Все эти прототипы в 1946 году тоже отправили в Москву. Но последнее, что могло тогда заинтересовать МЗМА, - сложные коробки передач и стретч. А универсалом и фургоном собственной конструкции в Москве уже тоже занимались.

Их сделали на так называемом коммерческом шасси Москвич‑400–420К — передок, пол, крылья, передние двери. На такое шасси поставили грузопассажирский кузов из фанеры и деревянных реек.

Москвич‑400–421 мог бы стать первым советским серийным универсалом, но в серию так и не пошел — слишком сложная и трудоемкая для МЗМА конструкция. Фургон же — Москвич‑400–422 с 1948 года понемногу собирали. Сначала на МЗМА, а с 1949‑го на одном из заводов МВД.

Редкие версии самого первого "Москвича"

На коммерческих шасси сторонние предприятия, например, московский рефрижераторный завод, делали и иные незамысловатые варианты, включая изотермические фургоны. Пикап остался опытным образцом. Хотя машину с самоблокирующимся дифференциалом и внедорожными шинами даже сватали военным. Но привод-то остался задним.

По той же причине не пошел в производство транспортер с максимально упрощенным кузовом, сделанный в 1950 году. От него, правда, осталась конструкция откидного руля. Идею, когда водитель управляет машиной лежа и даже перемещаясь рядом с машиной, много позже реализовали на внедорожнике ЛуАЗ‑967.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

Помимо фургона серийным стал и кабриолет Москвич‑400–420А, выпуск которого как раз и не планировали. Появление машины по срочному заданию министерства в 1948 году — отчасти курьез. Кабриолет разработали не как пижонскую версию, а из-за дефицита стального листа и сложности его штамповки (такая же история была и с «Победой»).

Официально Москвич с тентом адресовали южным регионам. Самые большие партии из почти 18 тысяч выпущенных в 1949–1952 годах машин действительно отправили в Тбилиси, Ташкент и Баку.

Редкие версии самого первого "Москвича"

Но много кабриолетов продали в Москве и Ленинграде. В небольших количествах выпускали и медицинские Москвичи‑400–420М для участковых врачей. Сделали несколько десятков машин с ручным управлением.

Сержанты и старшины

Интересно, что госиспытания «Москвич» прошел только через два года после начала производства — в 1949 году, когда автомобиль уже вовсю модернизировали.

Правда, на внедрение всего, что планировали, понадобилось семь лет. Коробка, наконец, получила синхронизаторы на второй и третьей передачах. Усилили задний мост и рессоры.

В 1952 году внедрили разработанный еще в 1949‑ом двигатель модели 401 с новым карбюратором, степенью сжатия 6,2 и мощностью 26 л.с. при 4 000 об/мин. Два симметричных бардачка на панели приборов получили крышки, рычаг ручного тормоза перенесли с пола под панель, а рычаг переключения — на рулевую колонку.

Редкие версии самого первого "Москвича"

После всех изменений в 1954 году автомобиль получил имя «Москвич‑401». Кстати, в быту длинные заводские индексы никто, конечно, никогда не употреблял. Последние машины 1955 года имели мотор 1,2 л модели 402 — сначала 30‑сильный, а затем мощностью 35 л.с.

Но еще задолго до этого Москвич теоретически мог бы сильно измениться. Рестайлинг затеяли еще в Германии: изменили передок, сделали открывающийся назад капот, увеличили багажник и убрали «с улицы» запаску.

Редкие версии самого первого "Москвича"

В Москве этот образец, по аналогии с Кадетом, прозвали «сержантом». В 1948–1949 годах под индексами 400–424 и 400–423 в Москве построили еще пять опытных образцов с разным дизайном. Это были уже «старшины». Ведь на этих машинах пробовали и более мощные опытные моторы.

Но ставший в 1949 году главным конструктором Александр Андронов был противником затрат на модернизацию заведомо устаревшей модели. И хотя в министерстве поначалу придерживались иного мнения, в 1951 году на МЗМА приступили к созданию принципиально нового Москвича‑402–425, выпуск которого начали в 1956 году.

Редкие версии самого первого "Москвича"

Среди малосерийных версий Москвича был и необычный АПА‑7 1951 года — агрегат для предполетной проверки и запуска авиационных двигателей. В машине было два двигателя: штатный под капотом, а второй — сзади в отдельном отсеке, то была модификация стандартного мотора мощностью 20 л.с., приспособленная для работы с генератором авиационного типа.

С этой машиной связана история, нынче кажущаяся смешной, а тогда имевшая реальные перспективы стать трагической. Молодой сотрудник отдела главного конструктора С. Дмитриев написал письмо в Минавтопром, а заодно в МГБ СССР, утверждая, что автомобиль с двумя двигателями «расточительность в производстве и эксплуатации».

Редкие версии самого первого "Москвича"

Срочно изготовили одномоторный прототип, испытания которого доказали, что штатный двигатель «не на своей работе» склонен к перегреву, время подготовки пускового агрегата к работе увеличилось, а его аккумуляторы недостаточно заряжаются. К счастью, обошлось без «оргвыводов» и без МГБ.

Слоны были первыми

Теперь некоторые поклонники первого «Москвича» зовут его «слоном». Анфас, действительно, есть нечто общее — особенно если распахнуть двери-уши. Хотя, скорее уж, не слон, а слоненок.

Редкие версии самого первого "Москвича"

С 1947 по 1956 год выпустили около 230 тысяч машин всех модификаций. По нынешним меркам — немного. Но став первыми в семье автомобилями, Москвичи ездили десятилетиями, переходя к детям, а иногда и к внукам.

А когда машину все-таки продавали, для новых — молодых владельцев — она опять становилась первой. Поэтому-то «Москвичи» до сих пор вспоминают с особой теплотой — сухощавый московский «слон», по сути, первый народный автомобиль нашей страны.

Редкие версии самого первого "Москвича"

Читайте также: Чего только не делали на базе Москвич-2141

Источник: zr.ru


Наш Telegram