Что такое AGM аккумулятор?

Автор: Владислав Папулов

AGM-аккумуляторы перестали быть экзотикой, преимущества которой нужно объяснять. Уже все крупные и средние игроки рынка АКБ освоили эту технологию, а представители автопрома включают ее в базовую комплектацию не только гибридных, но и многих других машин.

Эксперты рекомендуют эти модели тем, кто ездит на авто с системой «старт-стоп» или большим количеством электроники. Даже высокая стоимость уже не является помехой для роста популярности продукции. Разбираемся, что за технологии используются при создании AGM-аккумуляторов и в чем ее преимущества.

Историческая справка

Появление АГМ аккумуляторов случилось в 1970 году, когда американские инженеры из Gates Rubber Company решили заменить жидкий электролит на абсорбированный. Для этого между пластинами разместили пористые вставки — маты из стекловолокна, которые пропитывались серной кислотой.

AGM аккумулятор

Отсюда и название — Absorbent Glass Mat или абсорбирующий мат из стекловолокна. Технология сразу нашла применение в сфере авиации, военной техники. Затем она охватила область авиалайнеров, среди которых — AV8B и Harrier.

Строение и принцип работы

Конструкция

Давайте посмотрим, что это — АКБ типа AGM. Состоит из корпуса, в который помещаются пары свинцовых пластин или банки. Однако в отличие от традиционной технологии, электролит находится не в жидком состоянии. Им пропитываются маты из стекловолокна, которые затем располагаются между пластинами, сжимаются, припаиваются.

AGM аккумулятор

Тонкие волокна стекла, вплетенные в маты, увеличивают площадь удержания электролита в связанном состоянии. Они невосприимчивы к воздействию серной кислоты. А после пропитки размер матов вырастает на 2-5%.

Батареи можно устанавливать под наклоном без риска, что электролит протечет. Не нужно заглядывать внутрь, чтобы оценить уровень электролита и долить дистиллированную воду.

Внутренние процессы

Электрохимические процессы, протекающие внутри АКБ, аналогичны традиционным свинцово-кислотным аналогам. Когда изделие теряет заряд, образуется сульфат свинца с водой. А когда происходит зарядка, вещества снова переходят в свинец и серную кислоту. Когда ток чрезмерно высокий, происходит электролиз воды на кислород и водород.

При этом газы остаются внутри корпуса, а потом рекомбинируются с помощью катализатора. Доливать ничего не придется. При сильном зарядном токе давление резко возрастает, из-за чего могут сработать предохранительные клапаны для сброса давления. Возместить утраченные газы с помощью доливки воды не получится.

Виды и особенности

Есть два вида источника питания, которые мы подробнее разберем.

Спиральные

Для создания используются ленточные электроды, между которыми кладутся стекловолоконные маты. Пластины, свернутые в рулоны, помещаются в цилиндрические емкости, плотно закрываются, а выводы соединяются пластинами из свинца.

Пластинчатые

АКБ собирается из прямоугольных пластин, между которыми кладутся маты. Внутри пластины соединяются токопроводящим материалом. Именно эта технология получила широкое распространение.

Сфера применения AGM

Сегодня АКБ устанавливаются на мотоциклы, вездеходы, водный транспорт, гироскутеры. С появлением системы «старт-стоп» стали входить в базовую комплектацию автомобилей премиального класса с компьютерным управлением.

Еще батареи используют для оснащения транспорта, который участвует в профессиональных гонках. Встречаются на солнечных и ветровых станциях, в инвалидных колясках с электроприводом, в сфере робототехники. Продолжают использоваться в области военной и авиационной техники, как это и было изначально.

AGM аккумулятор

Если вы ищете аккумулятор для электромобиля, заходите сюда, чтобы получить доступ к широкому ассортименту и популярным моделям.

Преимущества и недостатки

Чтобы подчеркнуть сильные и слабые стороны технологии, ее обычно сравнивают с кислотно-свинцовыми АКБ.

Плюсы:

  • герметичность — ни вода, ни искры не могут попасть внутрь, что повышает безопасность;
  • низкое внутреннее сопротивление;
  • ускоренная зарядка;
  • увеличенный срок службы;
  • рекуперация газов исключает испарение воды, а вместе с ним — проверку электролита, доливание жидкости;
  • стойкость вибрации и безопасность в любом положении, включая накрененное;
  • морозостойкость;
  • экономия материалов при изготовлении;
  • сульфатация минимальная.

Минусы:

  • стоит дорого;
  • боится перезаряда;
  • емкость постепенно снижается;
  • меньше приспособлены для высоких стартовых токов;
  • хранить требуется с пополненным зарядом.

Технология AGM становится значимой частью современного автопрома. Она позволяет сделать перемещение по городу более экономичным и экологичным. При этом используется в разных сферах: от мотоциклов и инвалидных колясок до самолетов.

От обычной свинцово-кислотной батареи ее отличает электролит в связанном состоянии и высокое качество свинца, используемого для изготовления пластин. Это дает много преимуществ, но из-за высокой стоимости пока остается прерогативой класса «премиум».


Наш Telegram