Во второй половине 80-х и до середины 90-х переднеприводные ВАЗы довольно неплохо продавались на зарубежных рынках. Кроме того, для искушенного иностранного потребителя на базе Самар изготавливали собственные модификации, которые отечественный покупатель и в глаза не видел.
Как правило, силовые агрегаты иностранные дилеры не трогали. «Самары» шли на запад с моторами 1.1, 1.3 и 1.5 литра и пятиступенчатой МКПП. Обычно «проклятым капиталистам» доставались уникальные колесные диски, оригинальный обвес, особая окраска и специальные наклейки (позднее их с переменным успехом копировали первые российские тюнинговые фирмы). Но встречались и более серьезные переделки.
В самом начале производства, пока «восьмерки» и «девятки» еще смотрелись относительно модно, дизайн экспортных версий менялся несильно. Например, для рынка Австралии, где ВАЗ-2108 продавался под именем Lada Samara Volante, в хэтчбеке лишь поменяли колесные диски, добавили красную полосу на боковину и установили небольшой задний спойлер.
Чуть позже иностранные дилеры начали внедрять более серьезные обвесы, как, например, в этой, еще короткокрылой Lada Samara GLS из Франции. Кстати, именно за рубежом впервые начали отказываться от коротких крыльев на восьмом семействе, а спустя некоторое время и сам завод подхватил эту инициативу.
Довольно широкий ассортимент «Самар» предлагала немецкая компания Deutsche Lada. В их числе и довольно слабо переделанные автомобили, но почти всегда — с модным в то время люком на крыше.
Примерно таким же образом поступали и в Великобритании. Правда, там на топовых модификациях Samara 1500 SLX и 1500 GLX добавляли фирменный обвес, включающий окрашенные в цвет кузова накладки на пороги и бампера. Местные автокритики считали этот вариант наименее «страшным» из всех «Самар».
Свои интересные версии предпродажной подготовки предлагала и финская фирма Konela. Помимо слегка «припудренных» «девяточек» с неизменным люком в крыше, этот дилер предлагал и весьма экстремальные варианты с измененным передком, оригинальными бамперами и модными зеркалами.
Однако более всего экспортные Lada Samara запомнились своими открытыми версиями. В том или ином виде кабриолеты на базе восьмого семейства делали в разных странах. Например, в 1990 году тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев для бельгийского дилера Scaldia Volga создал прототип San Remo с открытым верхом.
Позднее он трансформировался в автомобиль с милым названием LADA Natasha. В период с 1990 по 1996 год было выпущено 456 экземпляров этих машин, немалую часть из которых впоследствии привезли к нам. Deutsche Lada изготовляла кабриолеты попроще — на Lada Samara Fun съемной была лишь задняя часть. Они же стали и самыми массовыми — всего в Германии собрали около 600 таких машин.
Своя открытая версия досталась и канадскому рынку. Ее отличало минимальное вмешательство в оригинальные кузовные панели. Даже бампера имели практически заводской вид — единственным их отличием выступали обязательные для Канады и США боковые габаритные фонарики.
Уже к закату широкого экспорта «Самар» еще один кабриолет под названием Bogemia подготовили чехи. Такая машина отличалась измененным передком с интегрированными фарами от ВАЗ-2110. Но этот автомобиль, увы, в серию не пошел, образец лишь некоторое время поездил по выставкам.
Помимо стремления привлечь молодую аудиторию спортивными обвесами и открытыми версиями, дилеры также пытались продавать коммерческие варианты Лады Самара, превращая базовые хэтчбеки в утилитарные фургоны. Например, австралийский Lada Bizivan с глухими задними окнами мог вместить в себя до кубометра груза.
К середине девяностых экспорт «Самар» начал потихоньку сходить на нет. На британский рынок он прекратился в 1995 году. Прощальной стала праворульная модификация ВАЗ-21099 под названием Juno, с довольно «грустным» дизайном передней части.
Одна из последних вариаций восьмого семейства для западного рынка была Lada Samara Baltic. Она же стала единственной модификацией, которую можно было приобрести и в нашей в стране. Финские машины, известные также как «евросамары» производились на предприятии Valmet (который, к слову, также собирал кабриолеты Audi и SAAB).
Автомобили эти предназначались, в первую очередь, для рынка Западной Европы, они отличались фирменными обвесами, окраской, некоторыми иными деталями (в частности, у богатых версий стояла даже подушка безопасности). Однако ажиотажного спроса на уже устаревшую машину так и не возникло, а потому часть их реализовали в России. Samara Baltic выпускалась два года, с 1996 по 1998.