Помните ЛАЗ-695? Несколько интересных фактов о легендарном советском автобусе

Автор: Дмитрий Крылосов

Самой массовой моделью Львовского автобусного завода является автобус ЛАЗ-695. Он выпускался на протяжении долгих 55 лет (вплоть до две тысячи десятого). За эти годы свет увидело сразу несколько вариаций модели, а суммарный тираж автобуса составил почти 250 000 экземпляров.

ЛАЗ-965

Естественно, история у него очень богатая со множеством интересных фактов. О наиболее любопытных из них рассказали эксперты издания «За рулем».

ЛАЗ и космос

Мало кто знает, но 12 апреля 1961 года первого в мире космонавта Юрия Гагарина к стартовой площадке космодрома Байконур вез именно ЛАЗ-695Б. Снаружи это был абсолютно рядовой экземпляр автобуса, но его салон имел целый ряд принципиальных усовершенствований.

ЛАЗ-695Б

ЛАЗ-695Б

ЛАЗ-695Б

ЛАЗ-695Б

Фото drive2.ru

В частности, советские инженеры позаботились о герметизации интерьера, а также установили систему фильтрации воздуха от пыли. Сидячих мест здесь было всего десять. Два из них предназначались для космонавтов (Гагарина и его дублера Германа Титова), а остальные для спецперсонала (врачей, кинооператоров и технических сотрудников).

Этот «космический» ЛАЗ-695Б эксплуатировался на протяжении шести лет, а затем ему на смену заступил более современный ЛАЗ-695Е. В последующие годы советских космонавтов также возили исключительно на львовских автобусах.

Наличие люка для носилок

ЛАЗ-695 с люком для носилок

Вплоть до 1991-го ЛАЗ выпускал максимально практичные автобусы, чтобы они пригодились не только в мирное время, но и в случае войны. К примеру, в передней части таких машин можно было увидеть неказистый люк, наличие которого обязывало требование Министерства обороны.

Дело в том, что в случае необходимости автобусы планировалось использовать в качестве санитарных машин, а упомянутый люк нужен был для загрузки носилок, так как через узкие штатные двери занести последние в салон было проблематично.

ЛАЗы в Чернобыле

ЛАЗ в Чернобыле

Фото fishki.net

К счастью, использовать ЛАЗы в военное время не пришлось, а вот в ликвидации последствий аварии в Чернобыле они приняли непосредственное участие. Так, в восемьдесят шестом колонны советских автобусов вывозили жителей из Припяти.

Более того, в этом же году было построена партия из пяти автобусов ЛАЗ-692. Эти машины с завода получили защиту от гамма-излучения и радиоактивной пыли. Их окна разработчики прикрыли свинцовыми листами, а на крыше установили систему фильтрации салона.

Такие спецавтобусы использовались в аварийных работах близ ЧАЭС. Они подверглись серьезному радиоактивному облучению и затем были утилизированы.

Вариант с АКПП

АКПП ЛАЗ-695Ж

Фото laz-legend.ru

В свое время специалисты ЛАЗа объединили силы с НАМИ и разработали двухступенчатую гидромеханическую коробку. Последняя предназначалась как раз для ЛАЗ-695, но серийные экземпляры ее так и не получили.

Дело в том, что автоматическая коробка получилась очень тяжелой, поэтому ставить ее на заднемоторный автобус с уже перегруженной кормой было нельзя. Впрочем, в дальнейшем такую трансмиссию получил переднемоторный ЛиАЗ-677, и ее установка напротив позволила достичь оптимальной развесовки по осям.

Рессорно-пружинная подвеска

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

В свое время ЛАЗ-695 получил немало новаторских решений. К примеру, автобус оснастили рессорно-пружинной подвеской, опять таки разработанной совместно с НАМИ. Ее особенность заключалась в том, что по мере роста нагрузки вместе с рессорами к работе подключались и пружины.

Таким образом, разработчикам удалось добиться неизменной плавности хода. Иначе говоря, поведение автобуса не менялось вне зависимости от того, ехал ли он пустым, либо полностью заполненным.

Слабое отопление салона

Салон автобуса ЛАЗ-695

Салон автобуса ЛАЗ-695

У автобуса ЛАЗ-695 было немало сильных сторон, но не стоит забывать и про его недостатки. Взять хотя бы неоднозначное отопление салона: зимой водитель и передние пассажиры постоянно мерзли, в то время как людям в задней части было вполне себе комфортно.

Причина этому опять таки кроется в заднемоторной компоновке. Тепло от установленного сзади двигателя шло против хода движения и редко когда доходило хотя бы до середины салона, из-за чего передняя часть машины всегда оставалась холодной. К слову, на более поздних версиях модели проблему устранили путем установки дополнительного фена-отопителя.

ЛАЗ-965

ЛАЗ-965

Читайте также: Названа страна, где до сих пор трудятся две сотни советских микроавтобусов РАФ

Фото dishmodels.ru, zr.ru, drive2.ru


Наш Telegram