Самой массовой моделью Львовского автобусного завода является автобус ЛАЗ-695. Он выпускался на протяжении долгих 55 лет (вплоть до две тысячи десятого). За эти годы свет увидело сразу несколько вариаций модели, а суммарный тираж автобуса составил почти 250 000 экземпляров.
Естественно, история у него очень богатая со множеством интересных фактов. О наиболее любопытных из них рассказали эксперты издания «За рулем».
ЛАЗ и космос
Мало кто знает, но 12 апреля 1961 года первого в мире космонавта Юрия Гагарина к стартовой площадке космодрома Байконур вез именно ЛАЗ-695Б. Снаружи это был абсолютно рядовой экземпляр автобуса, но его салон имел целый ряд принципиальных усовершенствований.
В частности, советские инженеры позаботились о герметизации интерьера, а также установили систему фильтрации воздуха от пыли. Сидячих мест здесь было всего десять. Два из них предназначались для космонавтов (Гагарина и его дублера Германа Титова), а остальные для спецперсонала (врачей, кинооператоров и технических сотрудников).
Этот «космический» ЛАЗ-695Б эксплуатировался на протяжении шести лет, а затем ему на смену заступил более современный ЛАЗ-695Е. В последующие годы советских космонавтов также возили исключительно на львовских автобусах.
Наличие люка для носилок
Вплоть до 1991-го ЛАЗ выпускал максимально практичные автобусы, чтобы они пригодились не только в мирное время, но и в случае войны. К примеру, в передней части таких машин можно было увидеть неказистый люк, наличие которого обязывало требование Министерства обороны.
Дело в том, что в случае необходимости автобусы планировалось использовать в качестве санитарных машин, а упомянутый люк нужен был для загрузки носилок, так как через узкие штатные двери занести последние в салон было проблематично.
ЛАЗы в Чернобыле
К счастью, использовать ЛАЗы в военное время не пришлось, а вот в ликвидации последствий аварии в Чернобыле они приняли непосредственное участие. Так, в восемьдесят шестом колонны советских автобусов вывозили жителей из Припяти.
Более того, в этом же году было построена партия из пяти автобусов ЛАЗ-692. Эти машины с завода получили защиту от гамма-излучения и радиоактивной пыли. Их окна разработчики прикрыли свинцовыми листами, а на крыше установили систему фильтрации салона.
Такие спецавтобусы использовались в аварийных работах близ ЧАЭС. Они подверглись серьезному радиоактивному облучению и затем были утилизированы.
Вариант с АКПП
В свое время специалисты ЛАЗа объединили силы с НАМИ и разработали двухступенчатую гидромеханическую коробку. Последняя предназначалась как раз для ЛАЗ-695, но серийные экземпляры ее так и не получили.
Дело в том, что автоматическая коробка получилась очень тяжелой, поэтому ставить ее на заднемоторный автобус с уже перегруженной кормой было нельзя. Впрочем, в дальнейшем такую трансмиссию получил переднемоторный ЛиАЗ-677, и ее установка напротив позволила достичь оптимальной развесовки по осям.
Рессорно-пружинная подвеска
В свое время ЛАЗ-695 получил немало новаторских решений. К примеру, автобус оснастили рессорно-пружинной подвеской, опять таки разработанной совместно с НАМИ. Ее особенность заключалась в том, что по мере роста нагрузки вместе с рессорами к работе подключались и пружины.
Таким образом, разработчикам удалось добиться неизменной плавности хода. Иначе говоря, поведение автобуса не менялось вне зависимости от того, ехал ли он пустым, либо полностью заполненным.
Слабое отопление салона
У автобуса ЛАЗ-695 было немало сильных сторон, но не стоит забывать и про его недостатки. Взять хотя бы неоднозначное отопление салона: зимой водитель и передние пассажиры постоянно мерзли, в то время как людям в задней части было вполне себе комфортно.
Причина этому опять таки кроется в заднемоторной компоновке. Тепло от установленного сзади двигателя шло против хода движения и редко когда доходило хотя бы до середины салона, из-за чего передняя часть машины всегда оставалась холодной. К слову, на более поздних версиях модели проблему устранили путем установки дополнительного фена-отопителя.
Фото dishmodels.ru, zr.ru, drive2.ru