Эпохальный советский лимузин: вспоминаем историю ЗИЛ-114

Автор: Владислав Папулов

Середина шестидесятых — время расцвета советского государства. По всей стране строится новое жилье, осваивается целина, Гагарина запускают в космос. Именно в это время появляется ЗИЛ-114 — один из самых передовых и современных автомобилей своего времени.

В отличии от предшественника в лице ЗИЛ-111, новый 114-ый стал первой, по-настоящему новой, созданной «с нуля» легковой моделью завода. Дизайн автомобиля вполне укладывался в нормы эпохи — никаких излишеств, минимум декора и строгие формы.

И хоть внешний вид лимузина напоминал заоокенские Lincoln Continental, Imperial Limousine или Cadillac Fleetwood, все же ЗиЛ-114 избежал прямого копирования. Советские дизайнеры скорее вдохновлялись американской модой тех лет. В итоге получился отличный облик «вне времени».

Семиместный лимузин с длиной кузова почти 6,5 метров был построен на совершенно новой раме с лонжеронами закрытого типа и без X-образного усилителя, как на 111-ой модели. На ЗИЛ-114 впервые в СССР стали устанавливать дисковые тормоза на всех колесах по лицензии английской фирмы Girling.

Также тормозная система оборудовалась сразу тремя усилителями — стандартным вакуумным и по одному гидровакуумному на каждый контур. V-образную «восьмерку» под капотом модели таже серьезно доработали. Увеличили диаметр цилиндров и подняли рабочий объем с 6 до 7л.

Кроме того, добавили гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, поставили четырехкамерный карбюратор и бесконтактную систему зажигания. Мощность двигателя выросла до 300 л.с — очень даже приличный показатель для представительских автомобилей шестидесятых.

Также новый правительственный ЗИЛ получил свою оригинальную переднюю подвеску на продольных торсионах — подобная конструкция использовалась на автомобилях Chrysler. Благодаря ей 114-ый обладал отличной плавностью хода с минимальными кренами в поворотах и отсутствием серьезных «клевков» при торможениях. Сзади сохранились рессоры и неразрезной мост.

Но было на ЗИЛ-114 и слабое место — автоматическая коробка передач. Поначалу использовался двухступенчатый агрегат от 111-го, основанный на моделях Chrysler начала 50-х. Ни динамикой, ни надежностью эта конструкция не отличалась.

► Подпишись на allcarz.ru в Telegram

С 1975 года на лимузин стали устанавливать трехступенчатый автомат, но и он особой прогрессивностью похвастать не мог. В период с 1968 по 1977 гг было выпущено 113 экземпляров ЗИЛ-114. А затем наступил «застой» — последующие легковые серийные изделия Завода имени Лихачева лишь слегка обновляли облик этого лимузина, не особо касаясь конструкции автомобиля.

Уже к середине восьмидесятых годов карбюраторный двигатель и трехступенчатая трансмиссия казались древностью на фоне зарубежных аналогов. Впрочем, это было характерно не только для ЗиЛа.

Читайте также: Машина высших эшелонов власти: в продаже шестиметровый ЗиЛ-41047


Наш Telegram