Особенности замены масла в АКПП, РКПП и вариаторах

Автоматическая трансмиссия по надёжности не уступает механике, а иногда и превосходит МКПП. Но первые признаки отклонения от нормы могут проявиться неоправданно рано. Связано это чаще всего с состоянием рабочей жидкости. Специальное масло для АКПП требует регулярных замен, что бы на этот счёт ни говорилось в инструкции.

Почему необходима замена масла в автомате

Содержимое картера АКПП потому и называют рабочей жидкостью (английская аббревиатура ATF), что это многофункциональный продукт. Действие его в качестве масла (то есть смазка деталей) — лишь одна из «обязанностей».

Существует и много других: охлаждение деталей, работа разветвлённой управляющей и силовой гидравлики, обслуживание турбин гидротрансформатора. Мягкость переключения передач, ограниченное проскальзывание фрикционных муфт и бесперебойность гидроблока может обеспечить лишь сочетание качественной масляной базы и комплекса разнообразных присадок.

Замена масла в АКПП

По мере наработки и даже просто хранения в картере столь сложный продукт неизбежно деградирует. Хуже всего на него влияют колебания температуры и работа при предельных значениях (особенно верхнем, достигающем 150 °С). Допускать этого крайне нежелательно, особенно при буксовании и резких разгонах, а также проблемах с масляным радиатором.

Способности ATF будут ухудшаться даже при куда более лёгких для коробки режимах эксплуатации. Износ неизбежен как для базы, так и для присадочного пакета. Со временем изменяется вязкость, срабатываются составляющие присадок, каждая из которых отвечает за свои характеристики.

А поскольку износ прочих узлов АКПП происходит параллельно, то его результаты в виде твёрдых частиц и растворимых примесей также накапливаются в масле. Особенно от обгорающих дисковых муфт, тормозных лент и дисков, нагруженных подшипников и зубчатых передач.

Замена масла в коробке

Если в инструкции указан срок замены масла в АКПП порядка 60 тысяч километров, то этому надо в точности следовать. Но чаще изготовители страдают «оптимизмом», уверяя, что масло там находится на весь срок службы агрегата.

Вот этому верить нельзя! Указанный выше пробег – непременный критерий замены жидкости, обязательно вместе с фильтром, если это возможно без полной разборки коробки. Конструкции бывают самые разнообразные – как по количеству фильтров, так и их назначению и расположению. Везде своя специфика работы по обслуживанию.

Насколько лояльны к маслу КПП типа «робот»?

Классические «роботы» мало чем отличаются от механических коробок, если не считать механизмов управления переключением. Отсюда и скромные требования к маслу. Туда даже крайне редко льют ATF: достаточно обычной «трансмиссионки» группы GL4.

Пример подобного агрегата — трансмиссия Форд Powershift в варианте с двойным сухим сцеплением, интересное сочетание «преселектива» с сервоприводами, когда специальное масло не требуется. Ещё проще «роботы» для машин ВАЗ. Это обычная КПП от старого переднеприводного семейства, к которой приспособлены сервомеханизмы переключения. Пойдёт любое масло GL4 с интервалом 100 тысяч км.

Замена масла в роботе

Не все «роботы» одинаково неприхотливы. Как только в такой коробке появляется «мокрое» сцепление (работающее в масле) или гидроблок управления – масло потребуется специальное, а замена его должна производиться не реже чем раз в 40 тысяч километров. Примеры – тот же Форд Powershift, но уже со сцеплениями в масле 6DCT450 или КПП DSG концерна VAG с общим масляным картером.

Существуют преселективные механические КПП с автоматическим электронным управлением (тоже «роботы»), в которых сцепления сухие, то есть уже на износ масла не влияющие, а для управления использован гидравлический мехатроник со своим маслом. Пример – DQ200 того же VAG.

Все шестерни трудятся в масле типа GL4 полностью аналогично простой механике, а гидравлика требует жидкость, подобную используемой в гидроусилителях руля. Причём минеральную, поскольку есть требования по электропроводности. Периодичность замены – 60 тысяч км.

Несмотря на уверения, что масло отработает до списания КПП, в «роботах» предусмотрены пробки для слива и залива жидкости. Типичных для гидромеханических АКПП сложностей тут нет: сливается старое и заливается новое.

Можно всё сделать самому владельцу, для чего потребуется лишь удобный доступ под машину. Следует только предварительно уточнить, не нуждается ли данная КПП прописывания процедуры с адаптацией, для чего нужен сканер с дилерскими функциями.

Способы замены жидкости в гидромеханическом «автомате»

Замена масла в гидротрансформаторе

С классической АКПП всё сложнее. Многофункциональность масла, его распределение по всей коробке и большой заправленный объём превращают замену в непростую сервисную процедуру. Есть определённые методики, которых надо строго придерживаться, причём они разные для многих типов АКПП. Очень желателен сканер для контроля температуры, мерные ёмкости, некоторый специнструмент, запчасти и отчётливое знание всех этапов замены и проверки уровня.

Есть несколько способов, но оптимальным будет использование специализированного стенда, производящего автоматическую замену по методике вытеснения старого продукта новым с частичной промывкой. Остаётся лишь не поскупиться на некоторое превышение расхода жидкости: она и проведёт промывание от грязи и растворённых вредных веществ.

Для упрощения процедуры в гаражных условиях обычно делают частичную смену масла. Отворачивают пробку, сливают «сколько выйдет», потом столько же заливают и проверяют уровень. В лучшем случае демонтируют поддон, меняют фильтр и прокладку. Примерно половина старой жидкости остаётся в системе. Операцию можно повторить или проводить её вдвое чаще.

Есть ли отличия по смене масла у вариаторов?

Замена масла в вариаторе

У вариаторных коробок тот же гидроблок с соленоидами, насос, часто гидротрансформатор и узлы с мокрым лимитированным трением. Поэтому по методике замены принципиальных отличий от «гидромеханики» нет, за исключением применяемого масла — оно тут особое, именно для вариаторов. Всё остальное аналогично: фильтры, проверка уровня, сканеры и адаптации.

Выводы и рекомендации

  1. Жидкость в АКПП не может служить вечно. Она деградирует за несколько лет и очень боится высоких температур, за чем трудно уследить.
  2. Руководствоваться следует советами о замене масла в разного типа КПП через каждые 40-60 тысяч км, а не инструкциями, авторы которых желают как можно быстрее продать новый автомобиль своему клиенту.
  3. Самые толерантные к маслу коробки – это механика и роботы без мокрых сцеплений и гидравлических мехатроников.
  4. Если нет полной уверенности в своей способности заменить масло в АКПП, то лучше обратиться на СТО, где это делать умеют и располагают оборудованием аппаратной замены.

Статья подготовлена специалистами автосервиса «centr-akpp.site»
Ремонтируем АКПП, вариаторы, Powershift, DSG. Заходите на наш сайт и задавайте вопросы.


Наш Telegram



Популярные материалы