С кого требовать компенсацию за повреждение машины в дорожной яме?

Автор: Владислав Папулов

Состояние российских дорог (особенно после зимы) вызывает немало нареканий среди водителей, которым приходится тщательно следить, чтобы не попасть в очередную выбоину или яму. Впрочем, объехать все дефекты дорожного полотна удается не всегда…

Влетев на скорости в яму, автомобиль может получить повреждения различной степени тяжести. Чаще всего при этом страдают диски и шины, при этом их ремонт может обойтись от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.

В более тяжелых случаях может произойти повреждения элементов подвески (например, рычагов, рулевого наконечника и тяги, а также рулевой рейки, шаровой опоры и ШРУСа). В этом случае на ремонт придется потратить десятки и даже сотни тысяч рублей. Неужели, угодив на скорости в дорожную яму, автомобилисту остается только смириться с ее последствиями?

Кто виноват?

На самом деле ситуация вовсе не безвыходная, так как за качество дорог отвечают дорожные службы, а значит виноват вовсе не автомобилист, просмотревший яму, а дорожники, вовремя не устранившие дефект.

Впрочем, яма яме рознь. В сентябре 2018 года в силу вступил обновленный ГОСТ, в котором строго регламентированы допустимые размеры дефектов дорожного полотна, а также временные рамки на их устранение.

Согласно данному документу, допустимыми считаются ямы длиной и глубиной не более 15 и 5 см соответственно, при этом площадь поврежденного участка дороги не должна превышать 60 квадратных сантиметров. В противном случае угодивший в яму водитель имеет полное право потребовать компенсацию причиненного автомобилю ущерба от дорожных служб.

Оформление ДТП

Повредив колеса в дорожной яме, автомобилисту нужно вызвать на место происшествия сотрудников ДПС. Дожидаясь последних, не лишним будет сделать фотографии поврежденного автомобиля и самой ямы, в которую водителя угораздило заехать, а также найти свидетелей.

По приезду наряда, составляется протокол осмотра проезжей части, при этом полицейские проверяют дорогу и дорожные знаки на соответствие техническим стандартам. Если размер ямы окажется несколько больше заявленного в ГОСТе (либо на участке будут отсутствовать знаки), то гаишники сразу же выносят вердикт — виноваты дорожники.

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Инспекторы должны составить постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации, при этом юристы рекомендуют автомобилистам проследить, чтобы в описании ДТП гаишники упомянули наличие сделанных на месте происшествия фотографий и время их съемки.

Также полицейские должны указать данные об освещенности участка дороги, наличии на нем предупредительных знаков и/или ограждений (при проведении ремонтных работ). Водителю следует получить копии всех составленных на месте ДТП документов — их наличие необходимо для подачи обращения на возмещение ущерба.

Оформление аварии без наряда ДПС

Читайте также: Схема ДТП: как правильно нарисовать схему самостоятельно

Заметим, что в большинстве случаев дорожные полицейские с ленцой выезжают на простые аварии, поэтому, угодив в яму, пострадавший водитель может прождать их несколько часов, но так и не дождаться.

Оформить подобное ДТП по европротоколу нельзя, поскольку автомобилист по сути является единственным участником происшествия, однако это не значит, что ему обязательно нужно дожидаться наряда ДПС на месте.

Водитель может самостоятельно оформить ДТП. Для этого необходимо зарисовать схему аварии и сфотографировать место происшествия. В идеале не лишним сразу же замерить размеры злополучной ямы, воспользовавшись линейкой или строительной рулеткой. Сделав это, автомобилисту следует отправиться на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД, где ДТП будет зафиксировано официально.

Возмещение ущерба

На следующем этапе необходимо обратиться за компенсацией причиненного машине ущерба к виновнику ДТП, то есть к дорожной службе, которая и должна следить, чтобы подконтрольные ей дороги находились в удовлетворительном состоянии.

Узнать, какая именно организация отвечает за ту или иную дорогу можно непосредственно от сотрудников ГИБДД. Если ДТП произошло в черте города, то это одно из местных жилхозяйств, в то время как федеральные трассы находятся в ведении «Росавтодора», а за состоянием платных магистралей должна следить госкомпания «Автодор». Если же повреждение машины произошло по причине незакрытого или сломанного люка, то ответчиком является «Водоканал».

Прежде чем обращаться в ту или иную организацию, водителю нужно определиться с размером компенсации. Тут без привлечения независимых экспертов не обойтись, при этом на осмотр желательно также пригласить и представителей ответственной стороны.

На самом деле можно обойтись и без последних. В этом случае иск о возмещении ущерба составляется после ремонта автомобиля, при этом в бумагах указывается сумма понесенных затрат. Однако при таком подходе ответчик имеет полное право оспорить размер компенсации.

Если же организация согласна с указанной суммой от пострадавшего, то она может оплатить ему компенсацию как из «своего кармана», так и через страховую компанию, в которой застрахована. Заметим, что если автовладелец имеет полис КАСКО, то ему за возмещением ущерба следует обращаться к своему страховщику, который должен будет сам разобраться с ответчиком.

Обращение в суд

Если же организация упорно игнорирует претензии, то дело придется довести до суда. Для этого предстоит отправить в суд исковое заявление и копию претензии, на которую ответственная сторона предпочла никак не отвечать. Из документов на руках должны быть справки о ДТП, акт осмотра дорожного полотна, а также результат технической экспертизы.

Интересно, что в ходе судебного разбирательства ответчик может постараться переложить вину на водителя, сославшись на пункт 10.1 ПДД, согласно которому автомобилист обязан ехать с учетом состояния дорожного полотна.

В этом случае понадобится проведение трасологической экспертизы, в ходе которой и будет установлено, была ли у водителя возможность избежать наезда на яму. Юристы отмечают, что автомобилиста редко признают виновным в подобного рода ДТП, однако затянувшиеся споры часто приводят к компромиссным судебным решениям.

Например, трасологическая экспертиза может показать, что автомобилист ехал на скорости близкой к максимально разрешенной, в то время как состояние разбитой дороги к этому не располагало. Это косвенно делает виновным в ДТП и самого водителя, при этом суд может снизить требуемую сумму компенсации (иногда, значительно).

Читайте также: Набор предусмотрительного водителя: что взять в дорогу?


Наш Telegram